среда, 24 февраля 2016 г.

Павел Яншевский: уроки необитаемого острова





Мы попросили Павла Яншевского — члена совета директоров крупной консалтинговой компании, триатлета и IRONMAN, который провёл 10 дней на необитаемом острове с незнакомыми людьми без каких-либо средств связи — рассказать, почему, чтобы начать общаться, нужно убрать телефон куда подальше.


Притяжение острова

— Не могу сказать, что в моём случае поездку на необитаемый остров можно назвать выходом из зоны комфорта. Я давно занимаюсь триатлоном (в активе один полный IRONMAN, четыре IRONMAN 70.3 и несколько марафонов), неоднократно прыгал (и прыгаю) с парашютом, не раз сплавлялся по горным рекам Алтая, ночевал при минус 50 в спальнике — меня уже ничем не удивишь и тем более не напугаешь. Только если до этого моей целью было испытать себя, то в этот раз я хотел отдохнуть — уйти от проблем прошлого года и многое переосмыслить. К тому же меня привлекала мысль, что я одним из первых смогу поучаствовать в таком классном проекте. Я думал: когда ещё удастся попасть на необитаемый остров с 50 незнакомыми, но наверняка интересными и самобытными людьми! Это точно будет весело и запомнится на всю жизнь.

Да, остров действительно необитаемый, но ребята-организаторы подготовили для нас кучу интересных занятий на эти 10 дней — видоизменённый триатлон (с отжиманиями и планкой вместо велосипеда), плавание в открытом море, йога по утрам, разные командообразующие мероприятия: разбивка лагеря и строительство плота. Мы учились добывать огонь и ловить рыбу при помощи лески, крючка, пластиковой бутылки и раков-отшельников, которых ещё нужно было поймать. Ну а хождение по раскалённым углями я точно никогда не забуду! Так как мы были первопроходцами, своеобразной фокус-группой, то наша задача была не только весело провести время, но и помочь ребятам-организаторам финализировать проект и «ввести его в эксплуатацию».




Согласно правилам проекта, в первый же вечер все сдали телефоны, и каждому было разрешено оставить только восемь вещей из всего того, что он взял с собой. Я выбрал плавки, шлёпки, косметичку, полотенце, футболку и очки для плавания. Уложился в шесть вещей — мне, собственно, больше и не нужно. В самом начале у нас был запрет на разговоры о работе, никто ничего друг о друге не знал, никаких социальных масок — все в плавках, без телефонов, визиток, автомобилей и костюмов. И если хочешь пообщаться, то не лезешь в карман за мобильным, а подходишь к ребятам, которые о чём-то разговаривают, и включаешься в разговор. Живое общение без социальных сетей, мессенджеров, чатов — бесценно. Я бы там остался подольше.

31 декабря один из участников уехал на соседний необитаемый остров — он хотел встретить Новый год и побыть несколько дней в абсолютном одиночестве. Я последовал его примеру и чуть позже отправился на этот же остров, взяв при этом с собой минимум предметов — огниво, мачете, нож, леску с крючками. Ни фонаря, ни еды у меня не было. Там я собирал кокосы, ловил рыбу, разжигал огонь (за ночь пришлось это делать раз двадцать). Мне хотелось побыть одному, в абсолютном вакууме. И как результат — я, напротив, стал больше ценить социум. Я понял, что пребывание в полном одиночестве без каких-либо задач (бытовые задачи я решил за первые три часа) и целей — не для меня. Не хотел бы я оказаться на месте главного героя фильма «Изгой». Да, я осознавал, что через сутки меня заберут, но чем заняться до этого момента — не знал. Эта поездка очень сильно повлияла на моё мировоззрение. Я понял, что структурирование и планирование собственной жизни — моя фундаментальная и базовая потребность. Я не тот человек, который может просто уйти в тибетский монастырь и несколько лет размышлять о чём-то абстрактном. Мне нужны рамки, мне нужны рельсы.




Когда закончился проект и мы вернулись на «большую землю», то продолжили общаться — создали общий чат и стали постоянно встречаться. Да, в этом общении есть некая инерция — мы тащим за собой приятные воспоминания и пытаемся их продлить. Уже прошёл месяц, а мы всё так же видимся каждые выходные и строим планы на очередные совместные поездки. Похоже, это нечто большее, чем просто инерция. Это притяжение острова.

Мобильный детокс как возможность услышать друг друга

Я убеждён: социальные сети хороши в очень ограниченных дозах. Массовый «уход» из виртуального пространства стал уже общемировой тенденцией. Люди на протяжении всей истории человечества охотились за информацией, но сейчас впервые сложилась такая ситуация, при которой количество информации превышает возможности человека потребить её. Именно поэтому всё большую популярность обретают сервисы, которые помогают не искать информацию, а фильтровать и структурировать её непосредственно для каждого человека.

Да, сначала все с радостью устанавливали мессенджеры, а теперь, наоборот, отключают уведомления и устраивают мобильные детоксы. Как ни крути, социальные сети — это всё-таки сублимация общения. Ведь человек, вступая в коммуникацию, хочет получить не только сухую информацию, но и живые эмоции. Можно 15 минут говорить с другом, а можно собрать сто лайков. Принципиальная разница в том, что масштабируемость социальных сетей существенно больше — человек может собрать сотни и тысячи лайков. Тут-то его и ждёт ловушка — он становится зависимым от социальных поглаживаний и общественного одобрения. Происходит распад личности, человек забывает, что существует нормальное общение, и «работает» на лайки. От любой зависимости, тем более от виртуальной, избавиться сложно, но точно возможно. Главное — принять решение и определиться, нужно ли вам такое общение и что оно вам даёт. Не нужно плыть по течению — если вы испытываете чуть ли не физическую аллергию на бесконечные чаты, то удалите их. Вы ничего не потеряете.



На острове я искренне удивлялся людям, которые скучали по телефонам, и когда на Новый год в качестве исключения нам разрешили воспользоваться мобильными, я отказался. Я взял телефон в руки только в аэропорту, когда возвращался домой, и понял, что совсем не хочу погружаться в этот виртуальный мир — никакой интересной и важной информации для меня там нет. И сейчас каждые выходные мы с друзьями устраиваем диджитал-детоксы — никакого телефона, только живое общение.





Ира Моргунова

Источник: "Challenger"

Романтика и приключения на необитаемом острове ждут вас
 

Комментариев нет:

fixedbanner
fixedbanner