четверг, 10 сентября 2015 г.

ТРИДЦАТЬ ТРИ НЕОБЫЧНЫХ СОВЕТА ДЛЯ ТЕХ, КТО ПИШЕТ


Джеймс Алтучер – глава хедж-фонда, инвестиционный консультант и популярный блоггер, автор нескольких книг. В своем блоге он подвергает сомнению устоявшиеся истины и предлагает альтернативы.


 
Студентами колледжа мы с Санкетом зависали в барах и пытались завязывать разговор с женщинами. Но я был ужасен. Никто не хотел поддерживать беседу со мной более тридцати секунд, а над его шутками каждая женщина смеялась так, будто это длилось годами. Даже спустя десятки лет я думал, что они всё ещё смеются над его шутками. Однажды он сказал: «Ты надоедаешь девчонкам своей болтовнёй. Твои истории слишком длинные. Отныне сокращай каждую вторую фразу во время рассказа».  Оба мы получили степень по информатике, и с тех пор я его не видел, но это был самый значительный совет по писательству, да и общению, который я когда-либо слышал.
 


ЕЩЕ 33 СОВЕТА КАК ПИСАТЬ ЛУЧШЕ

Пиши обо всём, о чём хочется. Затем выкинь первый и последний абзац. Есть в этом правиле кое-что забавное. Что-то вроде прорицания, и ты ничего с этим не поделаешь. Иными словами, даже если ты знаешь об этом правиле и пишешь статью, статья станет только лучше, когда ты избавишься от первого и последнего абзаца.
 

Следи за работой кишечника. Ты не встретишь такого в других списках советов для писателей. Неподвижное тело – неподвижный мозг. Если требуется, ешь больше фруктов.
 

Наполни жизнью первую строку. Все мы люди. Компьютер в состоянии выиграть телевикторину, но не может написать роман. Хочешь, чтобы тебя понимали люди – будь человеком. Пенелопа Транк написала несколько недель назад: «Я разбила головой лампочку. Повсюду были кровь и стекло, и я сделала фото». Вот это было жизненно! А недавно моя жена закрыла пост, где первая строка была настолько вымученной,  что продолжать было невыносимо. Слишком много людей расстроилось бы.
 

Не проси разрешения. Иными словами, никогда не пиши «по-моему» или, что ещё хуже, ИМХО. Да знаем мы, что ты думаешь. Это же ты пишешь.
 
Пиши много. Все 90-е я сочинял плохое чтиво. Пять отвратительных романов. Дюжины плохих рассказов. Зато я выучился справляться с многочисленными отказами. И слова друг с другом увязывать. Мысленно я Пулитцера получил. Но на моём счету сотни отказов.
 
Много читай. Ты не сможешь писать, не читая для начала. Много. Когда я писал пять своих плохих романов кряду, остаток времени я читал (тогда я работал программистом и это занимало 5 минут в день, всё остальное время программы работали сами по себе, а я только должен был контролировать их). Я читал всё, что попадало мне в руки.
 
Читай перед тем, как начнёшь писать. До начала работы я проводил полчаса-час за чтением рассказов, стихов или эссе высшей пробы. Книги Дениса Джонсона, Миранды Джулай, Дэвида Фостера Уоллеса, Ариель Лив, Уильяма Волмана, Рэймонда Карвера и другие. Только самое лучшее, иначе ты ничего не добьёшься.
 
Кофе. Я выпиваю по меньшей мере три чашки до того, как сажусь писать. Нет кофе – нет вдохновения.
 
Нарушай законы природы. В тексте нет категории времени. Ничто не линейно. Не доводи до абсурда, но и не привязывайся к законам физики.
 
Будь честным. Говори о том, что все думают, но никто не произносит вслух. Кое-кто разозлится на то, что ты раскрываешь секреты. Но большинство будет тебе благодарно.Иначе какой смысл во всём этом? Будь тем парнем, что крикнул «А король-то голый!». Не можешь сделать этого – не пиши.
 
Не причиняй боли. Это расходится с тем, о чём я уже писал. Но мне никогда не нравилось обижать людей. И я не уважаю тех, кто набирает кучу просмотров, нарушая это правило. Не будь плохим парнем.
 
Не бойся того, что скажут люди. Отнимай 1% от качества своих текстов всякий раз, когда беспокоишься из-за чьего-то мнения. Все это делают. Скажем, мне приходится отнять примерно 10% – это те 10 людей, чьё мнение для меня важно. Кто-то из них просто зол. Кого-то я не хочу обижать. Так, мой текст – это всего лишь 90% от того, чем он мог быть. Но думаю, большинство пишет что-то около пятой части от задуманного. Хочешь – верь, хочешь – нет, но клиенты, заказчики, друзья, семья – все они будут любить тебя больше. чем ты будешь честен с ними. У нас у всех есть границы. Но попробуй вот что: в следующих своих 10 текстах напиши что-то, чего никто о тебе не знал.
 
Будь уверен в себе. Большинство моих знакомых имеют устойчивые мнения о тех или иных вещах. Напиши об этом. Никого не волнует, уверен ли ты в написанном. Барри Ритгольц сказал мне как-то, что не начинает писать о чём-то, пока не разозлится. Такой вот подход. У нас было несколько отличных писательских схваток, потому что мы злились друг на друга.
 
Напиши шокирующий заголовок. Я тут как-то хотел озаглавить текст «как я мучаю женщин», но поменял на «повинен в муках», короче, слился. Но у меня ещё остались в запасе. Например «так ли плохо, что я хотел избавиться от первого ребёнка» (знаменитый Говард Линдзон отговаривал меня). Не забывай, ты сражаешься с миллиардами других. Так что, привлекай людей заголовком. Или проиграешь.
 
Воруй. Конечно, я не буквально. Но если ты знаешь, что тема горячая (и ты не навредишь никому), тогда воруй, неважно, кто уже об этом писал и как часто писал об этом ты сам.
 
Заставь людей плакать. Если ты был когда-либо влюблён, ты умеешь плакать. Верни читателей в детство, когда вся жизнь была впереди, в тот самый животрепещущий момент, пока всё ещё не начало меняться. Если бы это могло длиться вечно! Я бы с радостью вернулся, но моё время ушло.
 
Будь человеком. Последние 10 лет были так себе. Для всех нас. Страна пережила посттравматический синдром после событий 11 сентября, а 2008-й всё усугубил. Я познал несколько поражений, развёлся, расстался с друзьями и выжил только благодаря тому, что знал: у меня двое детей, о которых надо заботиться, одиночество, которое надо побороть. Никто не совершенен. Все мы пытаемся справляться. Покажи людям, что борешься. Никто и не думает, что ты супергерой.
 
Время лечит. У всех был опыт, о котором писать не хотелось бы. Но по прошествии времени почему бы и нет? Мои данные себе в канун 1995 года обещания несколько смущают. Но как бы там ни было, 16 лет позади. Чем больше времени прошло, тем меньше надо волноваться, что там кто подумает.
 
Рискуй. Заметил, большинство правил о границах? Люди любят безопасность. Когда ты по-настоящему рискуешь и читатель это ощущает (не может не почувствовать), ты поймёшь, что ты на правильном пути. Не будешь рисковать – не продвинешься. Я знаю, что я на правильном пути, когда кто-то твитнет после моего поста «ну не фига себе!».
 
Будь забавным. Ты можешь быть на высоте и в то же время забавным. Когда я ездил в Индию, мои первые занятия йогой выводили меня из себя (на самом деле, все занятия). Меня всё раздражало. Вокруг все были такими супергероями от йоги, а я чувствовал себя мошенником. Я плакал там, где они смеялись. А ещё там мне не надо было опираться на прошлое, потому что мой опыт был в настоящем моменте. Как быть забавным? Первое правило веселья: уроды забавные. Я и правда уродлив, так что мне легко. Будь как можно отвратительнее. Никому не нравится читать, какой ты распрекрасный и как у тебя всё здорово в жизни.
 
Последняя строка должна быть взрывной. Статья не имеет смысла, если последняя строка не УБИВАЕТ. Прочти книгу рассказов Дениса Джонсона Сын Иисусов. Это единственный способ понять, что делать с последней строкой. Она должна вернуть тебя к первой, …а затем БА-БАХ!
 
Чаще используй точку. Забудь о запятых и двоеточиях. Точка заставляет делать паузу. Твои предложения должны быть настолько сильными, чтобы люди остановились и задумались. Это, кстати, сделает фразы короче. Короткие предложения – это хорошо.
 
Пиши ежедневно. Это обязательно. Это твоя духовная практика. Это детоксикация. Если не будешь желать этого – потеряешь способности. Делая это ежедневно, ты поймёшь свои недостатки и начнёшь от них избавляться.
 
Пиши так же, как говоришь. Ты всю жизнь учишься общаться вслух. Зачем что-то менять, общаясь посредством письма?
 
Каждая фраза – это ценность. Даже если это твит или статус в ФБ . Доноси до людей поэзию и ценность каждого слова. А ещё, будь спокоен (и, конечно же, подпишись на мои обновления, чтобы узнать больше).
 
Прими чужую точку зрения и исследуй её. Не спорь ради спора. Изучай. Переверни мир с ног на голову. Знаешь что? В Китае ведь тоже живут люди. Сотни раз ты будешь находить что-то интересное там, где никто ещё не догадывался.
 
Придумывай! Тренируй мышцу, отвечающую за генерацию новых идей, а то она атрофируется. Тренируйся каждый день, пока не заболит. Иначе идеи не появятся.
 
Спи 8 часов в день. Ложись в 9 вечера, по меньшей мере, 4 раза в неделю. Потягивайся и дыши глубоко перед тем, как сесть писать. Полагается, что мы используем что-то около 5% наших возможностей. А тебе нужно минимум 6%, чтобы писать лучше, чем кто бы то ни было. Так что убедись, что твой мозг получает достаточно кислорода. Слишком много людей тратит драгоценное время, отведённое на письмо или отдых, на многочасовую ночную болтовню
 
Не пиши, когда ты обижен кем-то, а то обидчик станет твоей аудиторией. А тебе надо любить своих читателей и флиртовать с ними, чтобы они ответили тебе любовью.
Пиши «сказал», а не «предложил» или «проревел». Просто «он сказал». Мы поймём, если он что-то предложит.
 
Пиши картины, рисуй, продолжай тренировать другие творческие мышцы.
 
Пусть текст вылежится. Над чем бы ты ни работал, переспи с этим. Затем подъём, растяжка, кофе, чтение – теперь можешь взглянуть. Перепиши. Выкинь каждую вторую фразу.
 
Теперь рассмотри и выкинь снова каждую вторую фразу. Ну или что-то в этом роде.
Санкет не хотел покидать высшую школу и становиться выпускником. У него был другой план. Он сказал: «Давай махнём в Таиланд. Станем буддийскими монахами на год. Можем ходить на свидания с тайскими женщинами, когда не будем клянчить еду. Это будет круто и вообще жизненный опыт».
Звучало неплохо. Но затем он поступил в Университет Висконсина и получил степень. Теперь он живёт в Индии и работает на Oracle. Что касается меня, я так и не понял, что за фигня сталась со мной.

 
Оригинал статьи

Чтобы начать писать статьи и книги, а также научиться их публиковать регистрируйтесь на "СПРИНТ осознанного писательства"
 
fixedbanner
fixedbanner