понедельник, 24 августа 2015 г.

Семья и KPI: как использовать бизнес-инструменты в личной жизни

 
 
Екатерина Иноземцева - сооснователь и генеральный директор ОЖ - Территория осознанной жизни
 
Конечно, семья – не бизнес. Но семья – это команда двух равнозначных партнеров. В семье, как и в бизнесе, возникают проекты («построить дом», «посадить дерево», «вырастить сына», «написать книгу»). Отношения партнеров в процессе их воплощения могут приводить к более и менее эффективным результатам. А если вы оба занимаетесь семейным бизнесом, конкретный результат становится важным вдвойне.
 

При этом не все счастливые семьи эффективны и не все эффективные семьи счастливы. Как совместить одно и другое? Очевидно, что жить эффективно, оставаясь при этом счастливыми. Мы проверили на собственном опыте, как в этом помогают HR-инструменты.
 

1. Определить и знать свой психотип и психотип партнера

Инструмент: опросник Майерс-Бриггс (MBTI)
Что дает: как мыслит и принимает решение партнер, почему вы смотрите на одно и то же по-разному, в чем потенциально ваши различия могут привести к конфликту и как его избежать
Возможно, у вас случаются такие ситуации: вы ждете его у входа в кинотеатр, а он… как ни в чем не бывало доделывает в офисе отчет. И выясняется это в момент, когда вы уже звоните ему в нетерпении. Происходит это не потому, что для него поход в кино с вами не важен, а потому, что у него другие отношения со временем.
У нас в семье было так же, и это вызывало постоянные сложности. Когда мы определили свои психотипы по MBTI, выяснилось, что я – типичный J (от judging — суждение), иначе говоря, человек-календарь, нацеленный на результат. В то время как мой муж Дима (Дмитрий Юрченкополуфиналист конкурса стартапов Forbes, сооснователь компаний «Кнопка Жизни» и ОЖ) - классический P (от perceiving — принятие), предпочитающий ничего не планировать и доверяться потоку.
Обнаружились и другие различия. Например, при принятии решений Дима опирается на рациональные аргументы и думает исключительно «головой». Я же принимаю решения «сердцем», в первую очередь руководствуюсь комфортом и безопасностью людей.
Как это помогает в бизнесе? При выборе сотрудников мы используем подход западных интервьюеров «four-eyes-principle» (интервью-в-четыре-глаза), что обеспечивает взвешенное решение. Обычно я защищаю кандидата (всегда находится человеческий фактор, из-за которого я вынуждена это делать). Дима судит с позиции бизнеса: какую пользу кандидат принесет делу. В итоге получается объективная оценка из суммы одного и другого. Самое главное – мы воспринимаем различия как возможность найти золотую середину, а не доказать, кто из нас более прав.


2. Определить и уметь использовать свои сильные стороны для реализации семейных проектов или бизнеса на благо

Инструмент: опросник Белбина на определение ролей в команде
Что дает: комплексное представление о том, какие функции в собственном бизнесе вы с партнером закрываете, а в каких вам нужна помощь других
Тест Белбина показал, что Дима — сильный аналитик, у него развита функция «активатор действий». Это означает, что он может хорошенько встряхнуть нас обоих, когда мы слишком копаемся в одних и тех же действиях, он вовремя замечает потенциальные риски и угрозы. Я же – прирожденный «гармонизатор отношений» и «генератор идей». Моя функция в семье и бизнесе – создавать среду, привносить новые смыслы, вдохновлять нас обоих на новый опыт.
На новогодние каникулы мы реализовали проект, успех которого стал возможен только благодаря грамотному использованию наших сильных сторон вместо того, чтобы бороться со слабостями. Мы организовали кэмп здорового образа жизни в Таиланде, который одновременно нуждался в проектном и финансовом управлении, а также должен был учитывать эмоциональные интересы разносторонней аудитории. В течение одного месяца более 50 человек занимались спортом, участвовали в мастер-классах и культурной программе, создавали вместе бизнес-проекты и учились жить в удовольствие. Мы разделили ответственность: Дима отвечал за всю финансовую и процессуальную часть (логистика, аренда и т.п.), я же стала душой проекта.
При этом нам обоим не хватает «координатора» от природы, поэтому мы были вынуждены специально взять для этой роли отдельного сотрудника.
Разумное использование природных ролей избавляет от забытых дел, неотвеченных звонков и в то же время позволяет иногда переключаться и отдыхать от календаря. Вы понимаете, кто именно нужен вашей команде не с точки зрения профессиональных компетенций, а исходя из данной от природы роли, и не дублируете то, что и так можете потянуть сами.


 

3. Регулярно давать друг другу обратную связь

Инструмент: правила обратной связи и оценка 360
Что дает: конфликты становятся областью взаимного роста, а не минным полем отношений
В семье все работает так же, как в бизнесе. Замалчивать конфликты нельзя. Негатив накапливается только от неверной интерпретации.
«Когда ты повел себя так, я подумал, что… и после этого принял решение сделать это.., потому что…».  «Когда обстоятельства складываются таким образом, мне от этого…» и т. п. Перестаньте интерпретировать, что «подумал или не подумал» партнер и апеллируйте к фактам:
1)   Давайте обратную связь всегда, когда возникают ситуации потенциального конфликта: супруг в очередной раз проливает кофе на стол и не вытирает его тряпкой, бак машины снова почти пустой и тд. Очень важно давать обратную связь сразу после того, как событие случилось («А помнишь, три года назад, когда мы только поженились и ездили к Ивановым на дачу, я тебе сказала что…» — такой подход не работает, он будет только провоцировать ссоры.)
2) Излагайте свои мысли или комментарии от первого лица, говоря о своих чувствах, не выносите оценивающих суждений (то есть не «ты – дурак, а я хороший», а «когда ты сделал так-то, я почувствовал себя дураком»).
3) Не интерпретируйте слова и поведение партнера, а уточняйте детали и мотивы его действий («правильно ли я понимаю, что ты специально разлила масло по полу?»)
В противном случае интерпретация действий другого человека обречена на неверные выводы: вы никогда не сможете думать головой даже самого близкого партнера.
Что дает своевременная обратная связь? В первую очередь, повышает уровень доверия друг другу и значительно экономит время возможных ссор и разногласий. Вы не выясняете отношения, если разбираете сложные ситуации по принятой между вами схеме.
Мы с Димой использовали эти простые, на первый взгляд, правила в семье и бизнесе, а потом коммерциализировали их, сделав ключевым ядром одного из наших проектов — онлайн-марафона взаимной осознанности, на котором пары учатся давать друг другу обратную связь.


4. Сверять планы и мечты с друг другом

Инструмент: Система ежедневного планирования Х. Верна
Что дает: двигаться в одном направлении к согласованным целям
Решение пришло само собой после прочтения книги Харнеша Верна «Правила прибыльных стартапов» (Манн, Иванов, Фербер, 2013). Автор очень просто говорит о системе планирования как самом действенном методе удержать самое главное внутри команды, чтобы не растрачивать ценное время на пустяковые разговоры. Верн предлагает своеобразный ритм встреч:
А) Ежедневные планерки в одно и то же время должны стать здоровой привычкой. В семье и бизнесе лучше всего работает «некруглое время», чтобы исключить опоздания на «1-2 минуточки». В семье мы проводим планерку строго в 07:07 утра, а на работе в 10:10.
Б) Еженедельные встречи команды для обсуждения общей картины прошедшей недели и постановки задач на следующую. Планируйте на них 1,5 – 2 часа, чтобы сверить часы по всем направлениям задач.
В) Квартальные встречи задают темп и настрой трем месяцам продуктивной работы. Для семейной и рабочей сессии мы выбираемся в отличное от дома или офиса место и 3-4 часа плотно обсуждаем KPI и планы на следующий квартал в привязке к году. А также даем друг другу «круговую» оценку вместе с обратной связью. В сессии участвуют все: наша семья, наши родители, иногда братья, теперь осталось подключить бабушку.
Г) Одна годовая сессия стратегического планирования, во время которой команда определяет цели и задачи по развитию на будущий год, подводит итоги года уходящего, сверяет текущие результаты со стратегической миссией. В семье мы обычно проводим годовую сессию в другой стране во время новогодних каникул. Это занимает от 3 до 5 дней неспешного, вдумчивого планирования. Для бизнеса рекомендуем выезд на kick-off meeting за город или хотя бы провести целый день в любом креативном месте, например коворкинге.
Многие семьи так или иначе практикуют этот подход. Возможно, и ваша не исключение. Наши друзья называют это «семейным вече», «общим сбором», а кто-то интуитивно делает это за воскресным обедом. «Велосипеда» здесь нет. Есть опыт, который доказывает: важен ритм встреч, который нужно поддерживать, даже если кажется, что сказать друг другу нечего.
Совместная жизнь становится не просто значительно удобнее, но и значительно счастливее – вы точно знаете, куда идете вместе, в какой момент и зачем. Каждый день и в масштабах всей жизни. В компании это называется «миссия», у семьи тоже может быть миссия.
Так, например, тот самый кэмп здорового образа жизни стал для нас одной из итераций на пути к большой мечте (нашей семейной миссии): острову здорового образа жизни. Так каждая утренняя планерка может быть одним из 365 шагов в течение года для исполнения годовой цели. А она в свою очередь – подводить вашу семью к реализации той самой большой мечты, которая делает совместную жизнь не только эффективнее, но и счастливее.


5. Объективно оценивать вклад каждого партнера в семейные проекты

Инструмент: система KPI
Что дает: сверять свои ежедневные действия с тем результатом, на который вы рассчитываете
Юлия и Петр загадали под новый год «увеличить финансы». При этом Петр ожидает, что она будет зарабатывать «себе на булавки» и что главным добытчиком в семье выступает он. А Юлия думает, что должна внести в семейный бюджет половину. Целевая сумма при этом не определена, вклад каждого не обозначен. В конце года они подводят итоги и оказывается, что Петр большую часть года откладывал на депозит свою зарплату, а Юлин доход семья тратила на бытовые расходы.
Внимание, вопрос: как оценить вклад каждого в реализацию поставленной цели?
Ответ: объективно – никак. Потому что цель была размытой, а задача каждого не определена. Эта реальная ситуация стала для пары наших друзей поводом научиться сверять ожидания с друг другом.
На следующий год они поставили финансовые цели и расписали бюджет постатейно: источник, план-факт, вклад каждого по месяцам.
Пример: 100 клиентов со средним чеком 1000 рублей, которые придут из источника А, принесут 100 тыс. руб. выручки. Если в конце года вы понимаете, что квартира есть, но она двухкомнатная, а не трехкомнатная, и заработал на нее один из супругов, а не оба, вряд ли этот результат можно оценить как эффективный. Правильно обозначенный KPI помогает сверять свои ежедневные действия с тем результатом, на который вы оба рассчитываете. А также выступать по отношению к друг другу своеобразными контролерами и даже менторами.


 

Что дает использование бизнес-инструментов в семье?
1)   Позволяет использовать наши сильные стороны и не укорять друг друга за слабости,
2)   Делает из нас команду для достижения любых целей (в том числе общепонятных и очень человеческих)
3)   Оптимизирует время, которое можно не тратить на споры, конфликты и тпПостроить совместный бизнес и не разрушить при этом семью – это регулярные инвестиции в отношения, умение использовать сложные ситуации во благо и желание исследовать друг друга каждый день.

Инвестируйте в отношения осознанно и будьте при этом не только эффективными, но и счастливыми.
 
Источник: "Forbes"
fixedbanner
fixedbanner