понедельник, 24 августа 2015 г.

Чужие фото «из интернета»: чем они могут вам грозить?



Екатерина Иноземцева - сооснователь и генеральный директор ОЖ - Территория осознанной жизни

Возможно, вы делаете свою первую рекламную кампанию. Или вы начинающий дизайнер, который стремится скорее отправить свеженький дизайн лендинга заказчику. А может быть, вы даже преуспевающий и именитый дизайнер, который давно и смело использует самые разные фотографии в своих работах. В том числе из фотобанков.

Статья пригодится начинающим и продолжающим дизайнерам, веб-разработчикам, стартаперам, создателям сайтов.
В ней мы поделимся кейсом о том, почему честным быть выгоднее и как не навредить себе, пользуясь фотобанками.
Три месяца назад мы сделали логотип к нашему курсу по балету вместе с дизайнером Сашей Карачинским. Который тот ещё профессиональный зануда. В смысле любит, чтобы всё было гладко, чисто и официально. Именно он нашёл нужное фото на Shutterstock, выкупил картинку, получил лицензию на использование фото внутри логотипа и, собственно, создал этот логотип.  Вот он. Смотрите, какой красивый!

Кстати, когда Саша рисовал этот логотип, он сказал, что «чуть было не влюбился в эту балерину», так она грациозна и хороша на фото. Мы его понимаем – нам тоже очень понравился его выбор:).
Нам повезло: в нашей команде есть ещё одна профессиональная зануда Айгуль Игембаева. Она занимается созданием посадочных страниц. Когда Айгуль приступила к созданию лендинга для курса балета, то уточнила, можно ли использовать фото с этой же балериной на нашей посадочной странице. И дополнительно выкупила еще три фотографии в релизе у того же фотографа через Shutterstock.

Когда мы согласовывали посадочную страницу с нашим преподавателем курса балета Ириной Ивановой, первое, на что та обратила внимание – фотография на логотипе. “Я знаю эту девушку! Мы с ней вместе работали”, — сказала она. Честно скажу, мы сначала даже не поверили, что это возможно: ведь фотографий в фотобанке – миллион, а балерины – все одинаковые (на наш непрофессиональный взгляд). “Наверное, Ирина ошиблась”, — подумали мы. В любом случае у нас было все чисто с этой фотографией, и мы забыли об этом.

Прошло три месяца, курс балета привлекает новых и новых учеников, вовсю идёт реклама на Facebook, и вдруг наша преподаватель Ирина получает письмо от той самой модели на фотографии логотипа.  С просьбой незамедлительно убрать фото и перестать рекламировать наш курс с её фото. Вот что она написала нам в письме:
«Речь о фото, размещенных на страничке с записью на занятия, о фото, что висит вверху сообщения на мэйл.
Я сама хореограф и педагог, веду уже более 5-ти лет СВОИ занятия на Арбате и категорически против, чтобы моих учеников и общественность вводили в заблуждение. У меня уже знакомые спрашивают, мол, неужели я стала преподавать в какой-то школе танца на Шаболовке».

Вот такой сюрприз. Как разрешить подобную ситуацию без ущерба для обеих сторон?
Нам помог Максим Колпаков, менеджер проектов агентства интернет-маркетинга Конгру. Как независимый консультант он дал нам свое экспертное мнение. Делимся им с вами!

Факт#1 Герой фото даёт фотографу права на распространение фотографии
Полезно знать: По правилам Shutterstock, когда фотограф предоставляет фото с моделями он также предоставляет документ, где стоит подпись модели, о том, что она согласна на продажу этих фотографий.

Факт#2 Shutterstock торгует фотографией, значит он несёт ответственность за чистоту этих фоток
Полезно знать: Обычно это так, и Shutterstock действительно несёт ответственность, но случаи бывают разные. И бывают нечистоплотные на руку фотографы и дизайнеры, которые могут торговать «остатками» дизайна или фотографий с основной работы на стоках. Чтобы подстраховаться, запросите у фотобанка письменное согласие модели.

Факт#3. Герой фото может предъявить претензии к использованию фото со своим изображением
Полезно знать: Это возможно только в том случае, если между ним и фотографом не было зафиксировано письменного соглашения. Но, если вы купили фото на фотобанке, это уже не ваша головная боль.

Что делать, если модель предъявляет претензии к использованию своих изображений?

  • Напомните модели, что он/а когда-то делал/а фотосессию и подписывал/а документ о выставлении релиза в фотобанк.
  • Вышлите ссылку на Shutterctock, где были куплены фото (как в нашем случае).
    Возможно, он/а не знает, что эти фото продают, и тогда он/а может разобраться с автором сам/а.
  • Найдите автора фото в Facebook. Задайте ему вопрос о правомерности использования фото. Получите ответ фотографа и удостоверьтесь, что он сам свяжется со своей моделью. Ответ нашего фотографа: «День добрый! Да, спасибо, я ей напишу. Конечно, на этой съёмке был подписан релиз, поэтому все в порядке. Ее претензии мне не ясны».
  • Поговорите с моделью лично, поймите его/ её мотивы и уточните, что именно он/а считает идеально желаемым результатом. Также озвучьте свой идеально желаемый результат. Мы сказали следующее: «Мы – добропорядочный покупатель, который приобрёл фотографию законно и поэтому вам стоит обсудить этот вопрос с владельцем фотографии. Если Shutterstock снимет фотографию с продажи, то мы тоже готовы отказаться от её использования.  Мы готовы изменить фото, если вы оплатите время человека, который будет искать новые фотографии, рефинансирует стоимость этой фотографии и расходы на изменения дизайна. Мы знаем, что у Вас есть собственные занятия, и потому приглашаем вас познакомиться с нами. Возможно мы найдём точки пересечения. Вы очень грациозно выглядите и передаёте всю суть настоящего балета».
  • Всё-таки замените фото на свои собственные при первой появившейся возможности :) Именно так мы и решили поступить. Скоро мы сделаем собственную фотосессию с балериной – одной из выпускниц нашего курса. А пока используем прежние логотип и посадочные страницы на законных основаниях.

Итак:

  1. Приобретайте фото на Shutterstock или другом фотобанке. Представляете, что было бы, если мы «качнули» фото из интернета?
  2. Запросите в фотобанке письменное согласие модели.  Не помешает.
  3. В случае конфликта свяжитесь с фотобанком, фотографом, моделью и попробуйте мирно урегулировать этот вопрос. Это возможно почти всегда, если вы выполнили шаги 1 и 2.
А у вас были подобные ситуации? Расскажите в комментариях.

Источник: "Websarafan"
 
fixedbanner
fixedbanner