вторник, 4 августа 2015 г.

Из Силиконовой долины на пасеку: начало стартапа с армянским акцентом

Мария Соболева  - Oснователь бренда B’arev Honey


Эта история началась осенью 2014 года, когда студенты Московской школы управления Сколково поехали в Силиконовую долину.

Новая книга Ричарда Бренсона на борту рейса в Лос-Анджелес и рефрен: «если ты не воплотишь свою мечту, кто-то наймет тебя, чтобы воплотить свою», долгая дорога по живописному шоссе #1 в Сан-Франциско, перегрев от корпоративной жизни, насыщенная учеба в бизнес-школе – все эти факторы закономерно привели меня к мыслям, а тем ли я занимаюсь, что я действительно хочу делать и от чего получаю удовольствие.

Возникало стойкое понимание, что с увеличением лет, проведенных в корпорациях, воплощение чужих мечт без урона для моей душевной организации давалось все сложнее.

Мои мысли занимали истории предпринимателей, лекция про счастье в бизнесе от основателя школы и моего первого работодателя Рубена Варданяна, и бурные успехи проектов «с человеческим лицом». Предшествовавшие поездке 15 месяцев яркой учебы и финальный модуль программы однозначно подталкивали к идее собственного бизнеса, но конкретных идей пока не было.

Также мое сознание давно бередила литературная слава Джоан Роулинг. Впрочем, не меньше восхищало и искусное владение языком Наринэ Абгарян. Учитывая мою любовь к Армении, мама «Манюни» явно лидировала.

А еще хотелось, чтобы количество часов на подготовку презентаций, бесконечные встречи и собрания, не превышало в разы время, проводимое с семьей. Третьим желанием было начать семейный бизнес.  

Все мои мечты громко бились о страх, что получается у других, а я не смогу, и было непонятно, как, собственно, начинать.

Первый день учебы в Пало Альто ознаменовался землетрясением силой 6 баллов. Тогда же профессор из Стенфорда произнес сакральную фразу “never play another man’s game”. Вот и не верь после этого в знаки!

Тут надо сказать, что самым любимым и важным брендом, с которым я работала 12 лет, и который занимает специальное место в моем сердце по сей день, безусловно, является АрАрАт. Во многом это связано и с масштабом личности Ара Камоевича Григоряна, ставшего для меня авторитетом. Родина легендарного коньяка уже несколько раз определяла ключевые повороты в моей жизни. Занимаясь маркетингом бренда АрАрАт, я всегда знала, что это моя игра. Другие транснациональные бренды из моей копилки такого ощущения не вызывали.

Хорошо, что Силиконовую долину до конца нашей учебы больше не лихорадило. Зато лихорадило мозг… Внутреннее решение о собственном проекте было принято, оставалось самое сложное - выбрать предмет стартапа.  Однако ничего не приходило в голову… Нужно было ждать дальнейших знаков и начинать действовать.

И вот однажды утром, через несколько недель после возвращения в Москву, я получила очередной привет из любимой Армении – луговой мед, собранный добрыми пчелами в регионе Лори. Армения - родина коньяка, абрикосов, Сарьяна, Азнавура и дудука. Мед не был логическим продолжением этой цепочки. За 6 лет частых поездок в Армению я не сталкивалась с интересными брендами или историями про армянский мед, кроме, разве что, хрестоматийной сказки про каплю меда.

В отличии от мужа, большого ценителя хорошего меда, я не часто ела этот безусловно полезный продукт. Банка из Армении заняла свое место в ряду других 3-4 сортов, которые всегда есть дома.

Через пару недель пришло время лорийского меда. Все армянское, конечно, самое лучшее, если коньяк, то АрАрАт, если чай, то c чабрецом, если вода, то «в Дилижане». Результатом дегустации муж оказался очень удивлен и спрашивал, почему мы раньше не ели такой мед. Не ели, потому что нам его не привозили, и в продаже я его не встречала, не говоря уже о том, что раньше ничего не слышала про армянский мед. 

Я начала интересоваться у Армана, семья которого более 40 лет владеет пасекой в регионе Лори, в чем секрет меда из Армении и почему у всей категории такое низкое знание.  Оказалось, что благодаря расположению на широте альпийских лугов и горному ландшафту, армянский мед уникален по своим вкусовыми качествам. Низкое знание о продукте объясняется отсутствием продвижения на рынке.

Неплохо представляя армянский рынок и местные бренды, я решила подумать, каким может быть экспортный бренд армянского меда и что необычного можно создать, если ниша свободна.

Как давний выпускник Тимирязевской академии, муж оказался кладезью информации, в том числе, и о пчелах, и меде. Я начала изучать тему и за пару месяцев сильно увлеклась: четкая субординация и менеджмент внутри ульев, уклад семьи, уникальные свойства меда, сорта, истории и легенды, продукты на основе пчеловодства и медовый эпос.

К тому моменту учеба в бизнес-школе уже была закончена. Когда есть диплом, нужен и стартап. Медовая тема нашла дома поддержку, назревал семейный бизнес c видом на библейскую гору Арарат.

По опыту знаю, что создавать качественные продукты и бренды можно только хорошо разбираясь в предмете. Нужно было изучить теорию и познакомиться с профессионалами, поэтому я решила продолжить семейную традицию и пойти на курсы пчеловодства в Тимирязевскую академию.

Оказалось, что «Тимирязевка» – это государство в государстве, где на первой лекции нам рассказали про виварий на территории, факультативные курсы прививки саженцев и возможности посещения пасеки при кафедре.
Ни слова про теории менеджмента, зато в аудитории были наглядные пособия с пчелами в разрезе, гербарии на стенах и разные типы ульев, был даже один в форме говорящего дупла из мультфильмов.

Моим соседом оказался альтернативного вида морпех на пенсии – обладатель 20 ульев и хорошего чувства юмора. Вскоре стало очевидно, что из 50 слушателей он - самый опытный.

Как нас учили, правильные наставники - один из залогов успеха в бизнесе.

Через четыре месяца интенсивных занятий теории было уже достаточно, снег сошел и надо было уточнить на месте, готова ли Армения к появлению инвесторов из России.

К тому моменту я уже знала, что мы будем производить: линейку медовых продуктов с сухофруктами и травами.

Я активно переписывалась с поставщиками оборудования из Европы, советовалась с производителями меда, посещала профильные выставки, придумывала рецептуры продуктов, составила плана развития нашего бренда и несколько сценариев финансовой модели.

Вдохновение для концепции я искала в армянской культуре, истории, традиционных символах и орнаментах, а также стиле ереванской «Долмамы», созданной обаятельным Жирайром Аваняном.

В списке дальнейших задач значился поиск пчеловодов и фермеров, государственные органы и регуляторы в части продуктов пчеловодства, выбор помещения под производство и прочее.

В Москве я рассказала о медовой идее своему первому начальнику из «Тройки», и ее креативному двигателю, Гору Нахапетяну, получила «зеленый свет» и несколько полезных советов, и в конце марта полетела в Ереван. Для чистоты эксперимента и усложнения задачи, я решила не пользоваться старыми контактами и освоить все с нуля.

Ереван встретил меня не по-весеннему серым небом. Сначала стартап не складывался: помещение под производство на территории бывшей обувной фабрики говорило о последствиях техногенной катастрофы и агент утверждал, что это единственный вариант в черте города. Зато первая же поездка в Национальный Стандарт с дискуссией о регулировании производства продуктов пчеловодства закончилась приглашением на обед. Армения начала радушно принимать предпринимателей из Москвы.

После встречи с выпускниками МШУ Сколково, живущими в Армении, стартап начал вставать на рельсы: к концу недели у меня было помещение под производство  c идеальной планировкой,  бухгалтер, юрист, контакты 5 пчеловодов и фермеров, я посетила органическую пасеку с видом на Арарат, заместителем министра сельского хозяйства, талантливыми ребятами из дизайн-студии знаменитого центра ТУМО, обзавелась своим таксистом, получила телефон лучшего стилиста города и выбрала квартиру.

Как оказалось, Ереван заслуженно входит в пятерку городов с хорошими возможностями для предпринимательства:  имея паспорта РФ, мы с мужем зарегистрировали компанию и получили документы за 4 часа. 

Список дел, запланированных на неделю, был выполнен, и, посетив пасеку, откуда к нам приехала историческая банка лугового меда, мы улетели в Москву, готовиться к моему переезду через месяц.

Так, спустя полгода после исторической встряски в Силиконовой долине, я придумала концепцию своего бренда, начала проект, в котором мы участвуем вместе с мужем, и переехала в город розового туфа. 

Часто в жизни возникают перекрестки, на которых мы должны выбрать направление. Главное - не бояться выбрать новый путь, дорогу, которую кто-то может посчитать не очевидной, верить в свою мечту и трудиться над ее воплощением. Прав был Бренсон.  

Мария Соболева – выпускница СПРИНТА осознанного писательства

Источник: "mediamax"
fixedbanner
fixedbanner