Наши герои уверены: совместный бизнес – это коллайдер. Он ускоряет взаимное развитие партнеров. Но есть риск, что после ускорения «частицы», из которых складываются отношения, полностью остановятся.
Подготовила Елена Шевченко
«Год назад мы с женой решили заняться совместным бизнесом. Мы понимали, что в семейных отношениях могут возникнуть сложности, но замашисто сказали себе, что проблемы, очевидно, возникают у слабых пар, а сильные становятся только сильнее. Разумеется, себя мы причисляли к сильным, но…чуда не произошло.
Наше совместное дело открывало для нас все новые и новые горизонты конфликтов. Однажды после очередной глубокой и скучной ссоры я ушел жить в гостиницу. После чего впервые задал себе вопрос: «А достаточно ли мы сильны для того, чтобы делать бизнес вместе?» Может быть, не стоит тестировать отношения на прочность и просто убрать источник конфликтов – закрыть бизнес? Сделать это несложно. Сложно отказаться от взаимного развития через бизнес. Я понял, что несмотря на его опасность, я уже не смогу без него жить. Кроме того, я нашел и причины возможной остановки нашего совместного «коллайдера».
Наше совместное дело открывало для нас все новые и новые горизонты конфликтов. Однажды после очередной глубокой и скучной ссоры я ушел жить в гостиницу. После чего впервые задал себе вопрос: «А достаточно ли мы сильны для того, чтобы делать бизнес вместе?» Может быть, не стоит тестировать отношения на прочность и просто убрать источник конфликтов – закрыть бизнес? Сделать это несложно. Сложно отказаться от взаимного развития через бизнес. Я понял, что несмотря на его опасность, я уже не смогу без него жить. Кроме того, я нашел и причины возможной остановки нашего совместного «коллайдера».
1. Мы были в бизнесе 24 часа в день, 7 дней в неделю (24/7). Завтрак, обед и ужин превратились для нас в нескончаемые бизнес-ланчи. Обычная жизнь полностью смешалась с общением по делу.
2. Мы забыли про романтику. Слова «встретимся после работы и поедем ужинать» стали невозможны: мы сидим за соседними столами и специально встречаться нам уже и не надо.
3. Вечеринки с друзьями превратились в брейнсторм или в «тестирование целевой аудитории»: им интересно, а нам полезно.
4. Мы почти перестали доверять друг другу. В семейной жизни недоверие, возможно, никогда бы себя не проявило, но в бизнесе присутствовало во всей красе. Мы вели постоянный контроль: «А ты отправил письмо? А ты назначил встречу? Посчитал прибыль? И как она сочетается с семейным бюджетом?» Возможно, те же вопросы возникают и у тех, кто не работает в совместном бизнесе. Но одно дело, когда муж (или жена) приходят домой с работы в расстройстве или раздражении, а другое дело, когда муж (или жена) сами становятся друг для друга причиной и источником этих эмоций.
Что же делать? Из нашего опыта мы вывели одно универсальное правило: не доводить дело до конфликта.
Как это возможно?
1. Ввести в управленческую команду третьего человека, который станет медиатором.
2. Нанимать людей: когда появляется ответственность перед сотрудниками, собственное «Я» отходит на второй план, становится легче переступать через свои личные сложности и двигаться дальше.
3. Письменно зафиксировать обещание (договор, соглашение…) о взаимной ответственности и обязательствах в случае конфликта. На пике эмоций это поможет вам вернуться в здравое русло.
Если конфликт все же случится:
- Обязательно сделайте паузу. По возможности отложите общение и обсуждение конфликта на следующий день. Разбираться на месте бессмысленно: личные отношения и бизнес-задачи обязательно столкнутся.
- После конфликта попробуйте записать (каждый участник отдельно), как развивался конфликт, и зафиксируйте свои мысли на каждом этапе. Не забудьте про эмоции, которые вы испытывали: вы очистите от них голову, и следующий шаг будет более продуманным. Для чего нужно записывать? Вы «проговорите» с собой непроговариваемое и не обрушите это на партнера. Кроме того, письмо структурирует мысли: так вам будет проще разложить ситуацию по полочкам.
- Как только вы почувствуете, что ссора надвигается, включите диктофон и предупредите об этом партнера. Вы будете осознаннее подбирать слова и легче восстановите последовательность событий.
Сразу после конфликта:
- После паузы дайте друг другу развернутую «обратную связь». По всем правилам обратной связи: говорите только то, что чувствовали сами, не интерпретируйте и не оценивайте друг друга. Используйте записанный «маршрут» конфликта, чтобы объективно восстановить последовательность событий. После этого дайте партнеру возможность высказаться.
- Введите правило еженедельного бизнес-детокса: один день в неделю отдыхайте друг от друга и от бизнеса. Отключите телефоны и введите запрет на обсуждение любых вопросов «по делу».
- Сделайте жесткий рабочий график: с 10.00 до 19.00 – бизнес. С 19.00 и до утра – семья, партнерство.
И еще. Плохо, когда партнеры (неважно, в бизнесе или семье) ругаются и делают это неконструктивно. Но еще хуже, когда они вообще не ругаются. Важно научиться использовать конфликты исключительно как инструмент взаимного развития и становиться в результате не сильнее или слабее, а гибче. Причем обоим».