(Не) без секретов
На
соревнованиях у него есть излюбленные приемы для оптимизации времени гонки, особенно,
в зоне транзита. Для того чтобы пройти ее максимально быстро и эффективно, то есть
отыграть минуту-другую у самого себя, Михаил перед стартом несколько раз прокручивает
в голове все мельчайшие детали. За одну-две минуту до входа, еще только приближаясь
к транзитной зоне, он представляет всю последовательность движений, чтобы добиться
полного автоматизма. Забежав в транзит, повторяет про себя: номер-шлем-очки-велосипед...
До старта продумывает все до самых мелочей: вывернуть язычок у кроссовок, протереть вазелином кромку кроссовки, чтобы уменьшить трение из-за влажности, предусмотреть заворот стельки в ботинке.
До старта продумывает все до самых мелочей: вывернуть язычок у кроссовок, протереть вазелином кромку кроссовки, чтобы уменьшить трение из-за влажности, предусмотреть заворот стельки в ботинке.
На успех старта может повлиять все, и амуниция имеет первостепенное
значение. Так, например, Михаил внес свои дизайнерские коррективы в подготовку костюма
для соревнований. Модернизация коснулась нижней части триатлетского комбинезона:
он отрезал часть нижней резинки, чтобы уменьшить давление на мышцы бедра, а легкоатлетическую
майку ушил по бокам и отрезал нижнюю часть, чтобы увеличить вентиляцию тела во время
бега.
За 6 лет постоянных тренировок Михаил научился идеально
чувствовать и понимать свой организм: когда нужен отдых, когда можно дать нагрузку
посильнее.
“Все просто: когда усталости не чувствуешь, а на тренировках
все делаю то же самое, что и вчера, а при этом пульс ниже и скорость выше, — я понимаю,
что форма хорошая. Такая форма держится у спортсмена 2 – максимум 3 недели в год,
обычно перед важным соревнованием. Нет никаких специальных измерителей “лучшей формы”
– ни вес, ни пульс не гарантия. Ты просто сам чувствуешь по отдаче организма. Отличный
показатель: 5-10 минут отдохнул – и можешь еще тренироваться”.
К вопросу травм и перегрузок относится очень спокойно,
считая, что нужно внимательнее слушать свое тело и корректировать режим нагрузок
в зависимости от самочувствия: “Для меня будет травмой, если я прекращу тренироваться.
А так называемые травмы — это лишь сигнал, что организму необходимо восстановиться”.
Когда
Михаил готовится к IRONMAN, в багажнике он с собой возит по два комплекта тренировочной
формы и несколько больших бутылок воды. День назвать днем очень сложно, режим тренировок
вклинивается и в рабочие часы. В обед он отскакивает из офиса, чтобы поплавать в
ближайшем бассейне, вечером вне зависимости от сезона у него тренировка с 7 до
9. По выходным во время подготовки к соревнованиям тренируется дважды в день. При
этом Михаил никогда не брал личного тренера – все планы тренировок он ставит себе
сам, планируя сезон «от обратного»: ставит точку важного соревнования и далее рассчитывает
режим для подготовки. Все записи о тренировках он хранит в небольших ежедневниках,
которые помнят каждый пройденный километр за эти 6 лет.
«Вне сезона, — Рассказывает Михаил, — Плавание я не тренирую.
45 минут 2-3 раза в неделю мне достаточно, чтобы поддерживать себя в форме. Основная
проблема для триатлетов: выпадание из режима зимой, когда ездить на велосипеде проблематично
из-за нашей погоды. Я для себя нашел выход: беговые лыжи. Коньковый ход отлично
имитирует велосипед – это стало для меня открытием. Обычно когда после зимы садишься
на велосипед – получается полный разброд и шатание. А после лыжного сезона я спокойно
могу проехать 70 км, и это очень радует».
Первые лыжи Михаилу подарили друзья на один из стартов.
Это была пара хороших лыж 2007 года, доставшиеся от профессионального спортсмена.
Оставалось только купить к ним палки и одежду – у Михаила был только набор легкоатлета.
«Первый год, это был 2011, я прямо намучался. Все надо
мной смеялись, я вообще не мог ездить, без всякой техники старался научиться ездить
по кругу. Потом смотрел видео с того времени: на меня странно смотрели даже любители,
потом мало-помалу научился коньковому ходу».
- Зачем это все?
- Для меня это маячок,
который все время выдергивает из будничности.
В триатлон люди приходят по-разному, как правило, из какой-то
одной дисциплины. Среди триатлетов много бывших профессиональных пловцов, бегунов,
реже велосипедистов. Триатлон универсален именно тем, что позволяет проработать
все тело, бросить себе сразу несколько вызовов.
Михаил считает, что к триатлону люди приходят, потому что
им в какой-то момент становится не интересно жить и они ищут новые впечатления как
новый образ жизни. Им и становится триатлон. Громов говорит, что вообще не может
без спорта. Он называет спорт «средством, которое помогает жить».
«В триатлоне много красок, — Поясняет Громов. — Триатлон
– это постоянный мыслительный процесс, постоянная тактика: обгонять вот этого или
нет, выходить вперед или остаться, в плавании – что там дальше, есть буек или нет
буйка. Бегунов обычно больше, чем триатлетов. Бег – самый доступный вид спорта,
в нем просто давишь, не думая. В триатлоне включается голова».
В спортивной карьере что для любителей, что для профессионалов
неизбежно встает вопрос: а что дальше? Когда покорены все вершины, когда побиты
все рекорды…остается ставить новые цели.
«Вопрос мотивации для каждого уникален. Не интересно повторять
то, что уже делал. У меня, например, после второго IRONMAN наступило разочарование:
когда пришел к финишу, не испытал никаких эмоций. Я анализировал это – ведь результат
был хорошим, почему… И понял, что интересен теперь уже не длинный триатлон, не скоростной
марафон, а необычные, интересные трассы».
Под необычными трассами Михаил имеет в виду, например,
половинку IRONMAN — так называемую дистанцию 70.3 – в Альп-де-Эсс, горе,
которая принимает на своем хребте в том числе всемирно известную велогонку Тур-де-Франс.
Градиент составляет 18 градусов – то есть помимо общей сложности маршрута, к нему
добавляется практически невыносимый уклон, а в завершение – беговой этап на высоте
2 тыс метров. «И тут ты борешься сам с собой, нет никаких соперников – только ты
и твоя воля», — Поясняет Громов.
У Михаила уже есть значительный опыт борьбы не только с
самим собой, но и борьбы с реально тяжелыми спортивными условиями. Он участвовал
в Трансальпе, многодневной велогонке, которая состоит из 7 этапов и идет 7 дней
подряд, каждый день по 5 часов без перерыва на отдых или обед. По признанию Громова,
эта гонка стала для него самой запоминающейся и насыщенной событиями.
В спортивном мире она славится не только красочными альпийскими
пейзажами, многонациональным составом участников и сложными испытаниями. Гонка командная,
участвуют в ней парами, и результат замеряется по спине второго участника. Такие
понятия, как взаимовыручка, коммуникация, поддержка приобретают новые значения.
Можно уехать вперед и оставить напарника позади, однако лидером это тебя не сделает.
«Едешь и постоянно думаешь: как бы не умереть. Но я не мог позволить себе умереть:
надо ехать, нельзя вылезти из группы», — Вспоминает об этом испытании Михаил.
Принцип
движения на велосипедном отрезке всегда одинаков: участник примыкает к группе велосипедистов,
движущихся в одном темпе. Профессионалы называют это «движением в пачке». В зависимости
от темпа можно выбирать разные «пачки», однако на практике ты должен подстраиваться
под задающих темп и ни в коем случае не нарушать общего движения, иначе вся конструкция
может рассыпаться, что чревато травмами и столкновениями. Как поясняет Громов,
«как только отстаешь от группы, сразу теряешь темп, на таких перегрузках не понимаешь,
быстро ты едешь или медленно».
В реальности это выглядит так: «Крутой подъем, 10 км ты
едешь со скоростью 30 км/час. Сначала ты думаешь: лишь бы этот подъем скорее закончился.
А когда начинается спуск, думаешь: лучше бы я поднимался… В Австрии нормальный серпантин,
позволяет вовремя повернуть, а в Италии он узкий, все время петляет, постоянно кого-то
увозят на вертолете после падения. Летишь вниз со скоростью 89 км/час, все время
отжимаешься на руках, пальцы немеют, ног не чувствуешь, глаза слезятся, а остановиться
не можешь: это командная гонка, тут все в связке».
В Трансальпе Громов участвовал в команде со своим другом
Денисом Крестиным (IRONMAN 09:10). Он рассказывает, как перед гонкой они с партнером
планировали трассу, мысленно представляли, как начнут с запасом, а потом к 3-ему
дню будут постепенно прибавлять скорость.
«В итоге получилось так, что на первом же этапе были горы.
Когда мы проехали в первый день 109 км, из которых 40 км спускались с горы, и увидели,
как вокруг по бокам от спуска валяются люди, мы порадовались, что вообще спустились,
и истерически рассмеялись, что вот и гонка закончилась. Смотрим – а там еще собирается
пачка [группа велосипедистов собирается ехать дальше – прим.ред.]. Сошел
с велосипеда, руки дрожат, ходить не могу и понимаю, что так еще 6 дней… И так каждый
день после финиша. Приехал — и начинается агония”.
Когда участники заканчивают этап в многодневке, они тут
же попадают в зону питания, где накрыты столы. Еще какое-то время уходит на обслуживание
велосипеда и гигиену. Вечером наступает время делиться впечатлениями и вместе переживать
самые волнительные моменты прошедшего дня. Михаил с партнером выбрали проживание
в Трансальпкэмпе: передвижном кэмпинге, который следует по маршруту гонки и перевозит
вещи вслед за участниками, спать предлагается прямо на матрасе на полу, однако к
моменту сна на это уже никто не обращает внимания.
«Едешь по трассе и постоянно видишь, как кто-то в скалу
въехал, кто-то лежит на траве… В какой-то момент я упал с велосипеда. Денис оглядывается
– а я ему говорю: все нормально, нормально, цепь слетела, не волнуйся, едем дальше.
Сказал, что упал, уже после того, как завершили гонку».
В следующем году Михаил с партнером планирует пройти Трансальп
не на шоссейном велосипеде, а на велокроссовом байке. Байк – это промежуточный тип
велосипеда между шоссейниками и гибридами и используется для гонок по пересеченной
местности. От гонщиков в этом случае требуется умение мгновенно спрыгивать
с велосипеда, преодолевать препятствие и двигаться дальше без снижения скорости.
А что дальше?
Дальше – длительные интересные гонки, гарантирующие массу
ярких впечатлений и новые знакомства. Больше всего Громова привлекают командные
старты. Михаил признается, что ему порядком надоели марафоны и даже IRONMAN не приводит
в состояние восторга: интересны эпические многодневки, когда соревнование идет несколько
дней. Вот его план-минимум:
•
The Comrades (старейший легкоатлетический забег на дистанция
90 км в ЮАР)
•
Marathone des Sables (ультрамарафон протяженностью 251
км, 6 дней, Марокко)
•
Transapline Run (ультрамарафон 250 км на высоте, 8 дней,
командный зачет)
Сейчас он готовится к марафону в Амстердаме 20 октября.
Все тренировки настроены на новую цель, которую он озвучил BeFit: выбежать за
2:45. Это время он еще ни разу не выбегал. Как говорят IRONMAN’ы со стажем: «Первый
шаг для того чтобы сделать IRONMAN – это зарегистрироваться на него. Обратного хода
уже не будет».
Так
и Громов: сказал нам – подтвердит личным примером. Это его обычная практика: меньше
слов, больше дел.