среда, 23 сентября 2015 г.

Знать или не знать? Свои сильные и слабые стороны, возможности и риски

В рамках Курса осознанных целей ОЖ участникам предлагается составить личный анализ сильных и слабых сторон. Рассмотреть себя как проект в конкурентном поле – отношений, карьеры, среды обитания – и выделить возможности и риски, которые возникают на этом пути от точки А (старт курса) к точке В (определённая цель). Полученный SWOT-анализ накладывается на список топ-деятельностей, которые приносят наибольшее удовольствие. На пересечении двух кругов – сильные стороны и топ-деятельности - получается область профессиональных предпочтений в сочетании с наиболее проявленными талантами. Это упражнение помогает ответить себе на вопрос: «Чем я действительно хочу и могу заниматься по жизни?», а также сформулировать более чётко свою карьерную цель.
Участники Курса, которые неоднократно выполняли это упражнение, и теперь выступают в роли наставников для новичков, делятся своим опытом - как лучше выполнять его в любой момент жизненного пути. Перед вами - четыре стратегии анализа и принятия результатов личного SWOT-анализа с авторскими уроками.


Наталья Поцелова: Ищите то, что будет давать и удовлетворение, и радость
Матрица SWOT - это своего рода диагностика "где я сейчас нахожусь ". Интеграция сильных сторон с топ-деятельностью позволяет осознать - в чем вы эксперт. Выявление слабых сторон определяет зоны ближайшего роста и развития. По возможностям можно понять перспективу, а риски помогают определить оптимальный вариант реализации своих планов.
Анализ сильных сторон выявляет - в чем я эксперт, что я в этой сфере, области жизни умею делать хорошо, в чем мои преимущества. Слабые стороны я обычно рассматриваю как свои зоны роста. Например, моя слабая сторона: люблю вешать на себя "чужих обезьян". Значит, зона роста - определение своих целей и потребностей в отношениях/партнерстве, развитие навыка делегирования и распределения ответственности.
Возможности определяют перспективу и иногда проявляют новые потребности. Например, при оценке своей роли «Я-мама» с помощью SWOT-анализа увидела возможность — создание собственной школы. Теперь это может быть новой точкой роста и целой мечтой.
Оценка рисков позволяет оптимизировать план реализации, найти дополнительные ресурсы конкретно для этой мечты.
Так же по SWOT-анализу можно понять, на что я больше ориентирована — на процесс или результат. И чтобы получать удовлетворение и радость, то есть быть довольной и процессом, и результатом, я через SWOT выявляю то, что меня вдохновит больше всего и даст темп для нового развития.
Ищите то, что будет давать и удовлетворение, и радость. То есть и ум, и эмоции будут в балансе. Самый главный вопрос: "Как лично для себя вы можете с максимальной пользой использовать полученную через SWOT-информацию, чтобы это не осталось просто заданием на бумаге? "
Уроки Натальи:
 Рассматривайте слабые стороны исключительно как зоны возможного роста
 Оценивайте риски, чтобы оптимизировать план реализации
 Используйте полученные данные и внедряйте свои выводы в жизнь, чтобы они не остались на бумаге

Юлия Шевердина: Что делать, если душа просит эксперимента…
В первый раз с этим заданием я встретилась на Курсе осознанных целей ОЖ. Результаты его выполнения показали: все дела, которыми я занималась до этого, базировались на моих сильных сторонах. Ничего нового я про себя не узнала, точка старта была мне и так понятна. Но текущая ситуация - моя работа - на тот момент не приносила удовлетворения. И я искала новую сферу деятельности, где могла бы себя реализовать. Никаких других идей для применения своих сильных сторон SWOT-анализ мне не помог найти.
К следующей встрече с заданием «SWOT» я подошла с видением будущего дела, которым хотела заниматься. Поэтому в этот раз я проводила анализ стартовой точки А (текущей ситуации), чтобы понять - какие сильные стороны мне могут помочь достичь моей цели и какие слабые надо подтянуть. Все необходимые качества снова оказались в квадранте слабых сторон. Так у меня появился вопрос: «Что делать, если душа просит эксперимента?» Есть ли смысл тратить время и силы на достижение этой цели, прорабатывая слабые стороны? Ведь существует распространенное мнение, что надо улучшать свои сильные стороны.
Для поиска ответа на эти вопросы я стала искать людей со схожей целью: тех, кто её уже достиг или находится в процессе. В результате общения с этими людьми страх перед началом нового дела уменьшился. Появилось понимание: чтобы добиться больших успехов, надо все-таки иметь для этого определённый талант. А главное - я убедилась, что мне интересно развиваться именно в этом деле. Я решила позиционировать себя как профессионального консультанта.
На мой взгляд, наиболее действенным путём создания личного и профессионального бренда является писательство: экспертные статьи с советами и рекомендациями, которые могут быть полезны читателям и косвенно продвигают автора. При этом русский язык - как письменный, так и устный - всегда был моей слабой стороной, о чём мне всегда все говорили, начиная со школы.
Это меня не остановило, и я стала искать возможности достичь своей цели, опираясь на сильные свои стороны. Например, одна из сильных моих сторон – это аналитические способности, организация, контроль. Я стала думать, как и где мне это использовать, чтобы пробовать себя в роли консультанта.
Так я стала куратором Курса осознанных целей ОЖ. Я выполняла свои задачи по организации и контролю, что доставляло мне удовольствие, и параллельно пробовала себя в консультировании, отвечала на вопросы участников курса и делилась своим опытом. Я нашла место, где опробовала себя в новой роли.
В августе Курс закончился, и у меня уже появилось ощущение, что я двигаюсь в правильном направлении. Поэтому сейчас я разрабатываю собственный сайт с блогом, где смогу заниматься любимым делом - делиться своим опытом и консультировать людей.
Время покажет, насколько правильно я ответила для себя на свой вопрос.
Уроки Юлии:
 Если душа просит эксперимента – действуйте!
 Ищите возможности, чтобы попробовать себя в новой роли
 Достигать цели, опираясь на свои сильные стороны



Ирина Глушкова: Вижу цель – верю в себя…
Бывает, что в силу определенных обстоятельств на сегодняшний день развиты определенные сильные стороны. Но для того, чтобы заниматься делом мечты, от которого мурашки по коже, они не очень-то и помогают.
Тут важно оценить - готовы ли вы развивать новые свои качества. Это ведь и время, и усилия - нужно больше ресурсов инвестировать! Если готовы, то почему бы и нет? Вижу цель - верю в себя. На самом деле вы - настолько многогранны, что, возможно, сами этого не в состоянии в полной мере оценить. А если создадите себе условия для проявления себя другой/-ого, то и новые сильные стороны образуются на новом месте.
Риски для меня - лишь осознание того, что может быть наихудшим исходом. Если они высоки, я буду осторожничать. Но всегда для себя выясняю возможные потери. Обычно они касаются денег или времени. С этими рисками я обычно мирюсь, ими можно по ходу управлять. Если же есть угрозы здоровью или жизни - тут сложнее.
Дело в том, что все риски (они же угрозы) мы оцениваем через призму своих страхов и с высоты жизненного опыта. Приведу пример из личной жизни: несколько лет назад я попала в ситуацию, когда надо было принять решение - рожать или не рожать. Да, я радовалась и готова была на этот шаг, но риски были достаточно высоки. Во-первых, мне было под сорок, а чем старше женщина, тем выше риск родить "другого" ребенка, и это на протяжении всей беременности подтверждали скрининги. Во-вторых, я не работала уже несколько лет и не имела никаких сбережений, что грозило финансовыми трудностями. В-третьих, я не знала, как отреагирует отец ребенка - в принципе мы вообще не обсуждали ни семейную жизнь, ни присутствие в нашей кочевой действительности детей... Я видела угрозу стать матерью-одиночкой, жить на социальное пособие и погрузиться во все тяготы жизни.
Я "нарисовала" этот пессимистический сценарий, и когда мои страхи обрели конкретную форму, они стали не так страшны: я мысленно видела пути выхода даже из такой - самой ужасной – ситуации.
Конечно же, риски никуда не делись, но поменялось мое к ним отношение. Именно в этом и кроется смысл прописывать их в SWOT-анализе: для осознания!
А история моя закончилась самым наилучшим образом: я вышла замуж, ребенок уже болтает по-английски, и новое путешествие на носу!
Уроки Ирины:
 Помните, что вы очень многогранны, и не можете себя адекватно оценить (как в плюс, так и в минус)
 Не бойтесь нарисовать самый пессимистичный сценарий, чтобы разделаться со своими страхами
 Любая история заканчивается наилучшим образом



Ксения Эпштейн: Когда записала свои слабые стороны, поняла - это то, над чем стоит работать…

В бизнесе при построении стратегии советуют опираться на сильные стороны. Да и мне самой интереснее заниматься тем, что у меня хорошо получается. На основании сильных сторон и смогла определить дело, которое все их сочетает и действительно мое!

Но если душа просит эксперимента, надо дать ей эксперимент, определив возможные риски. Когда записала свои слабые стороны, поняла: это то, над чем стоит работать, чтобы из-за них не было лишних разочарований или убытков, как в бизнесе.
Со временем слабые стороны превратятся в сильные, если их развивать. Риски также можно оценить с точки зрения вероятности: если риск достаточно вероятный, то стоит поработать над тем, чтобы снизить его вероятность. Ведь в любом случае абсолютно без рисков ни одно дело не обходится.

Помню пример из жизни - как я превратила слабые стороны в сильные. Когда в пятом классе получила на экзамене по математике 3, да и то только потому, что учительница пожалела 2 ставить, тем же летом всерьез занялась математикой. В итоге через 2 года получила 5 за год, а на итоговом ЕГЭ набрала 100 баллов. Из взрослой жизни пример такой: раньше была очень стеснительной, боялась разговаривать с незнакомыми людьми и уж тем более выступать на публике. А потом переступила через себя, отучилась на курсах ораторского искусства, проработала уверенность в себе, теперь на работе отвечаю за взаимодействие с другими отделами и сопутствующими организациями.

С точки зрения ведения дел и получения максимальной прибыли, важно использовать сильные стороны, а вот в случае самоопределения и выбора личного пути прибыль - это не самое важное, а важно – суметь зажечь себя. Матрица - это только инструмент, который дает информацию к сведению. Как ее использовать - каждый решает сам для себя.

Уроки Ксении:
Оценивайте риски только для того, чтобы снизить их вероятность
Любую слабую сторону можно превратить в сильную
Зажигайте себя и ищите свой путь

 Личный SWOT-анализ с объективной оценкой слабых и сильных сторон, направлениями развития и поиском возможностей мы будем проводить на Курсе осознанной карьеры 
fixedbanner
fixedbanner