четверг, 12 марта 2015 г.

Рожденная заново

Родиться обратно, точнее, заново, возможно сегодня благодаря практике ребефинга (от английского rebirthing – «перерождение»). Как это происходит? Рассказ от первого лица.
Екатерина Иноземцева 
О ребефинге я знала давно, 
но, будучи ребенком из медицинской семьи,
относилась к нему с недоверием. Мне было известно, что официальная наука не 
признает его результатов, и доказанных клинических подтверждений его 
эффективности пока нет. 
Но: запретный плод сладок.
Тем более, как говорят пережившие подобный опыт, ощущения отличаются от других способов погружений в бессознательное (например, с помощью гипноза), затрагивают перинатальные воспоминания, возвращают нас в состояние «между жизнью и смертью», а потому особенно интересны. И я решилась.
Ребефинг как дыхательная психотехника появился в начале 1970-х в США в клинике Леонарда Орра. Смысл практики – перепроживание рождения и освобождение от родовых травм. Современная традиционная и уж тем более нетрадиционная психология допускают представление о том, что каждый человек в процессе рождения переживает родовую травму. Память о ней перемещается в бессознательное и накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Поэтому освободиться от подавленных негативных состояний особенно важно для того, чтобы «очистить карму», «закрыть гештальты» или «осознать себя в моменте» – кому что. Происходит это посредством правильно настроенного дыхания и только под руководством опытного наставника.
Зная о том, что проходить эту практику можно только у очень опытных инструкторов, я доверилась Колину и Марине Кэмпбелл-Дауни в центре TaoGarden (Таиланд). Они учились у родоначальника психотехники американца Орра и Чарковского, который привез ребефинг в Россию. Мы проходили его вчетвером: я, мой муж и еще одна супружеская пара. Вообще, экспериментировать рекомендуют с участием как можно большего количества людей – для эффекта групповой динамики. Считается также, что это создает больше пространства для выхода эмоций.
Мы пришли в достаточно просторное помещение (что необходимо, чтобы избежать ощущения замкнутого пространства), нам предложили лечь на приготовленные матрасы, выдали плед и салфетки. Играла тихая музыка – звуки природы, индийские мантры. Нам рассказали, как будет проходить ребефинг, мы легли, закрыли глаза и начали дышать под руководством инструктора. Для входа в процесс необходимо особое дыхание, которое запускает так называемую гипервентиляцию легких. Конечно, я много читала о ребефинге, была знакома с холотропным дыханием, проходила динамические медитации по Ошо, поэтому понимала, чего следует ждать с точки зрения физиологии. «За счет поступления нестандартно большого объема кислорода может начать кружиться голова, а в зависимости от склонности к фантазиям и развитости воображения, возможны и другие эффекты – от видений и галлюцинаций до так называемых «выходов в бессознательное», – так я размышляла в момент начала ребефинга.
Когда мы начали дышать – сначала циклически, затем перешли на глубокое двухфазное дыхание – я не ощущала ничего. Позже наступило легкое покалывание в пальцах (меня это не испугало, поскольку я была готова, что такое может случиться). В этот момент другие участники издавали самые разные звуки: кто-то дышал очень громко, кто-то всхлипывал, кого-то я совсем не слышала.
В это время инструктор вслух приглашал нас пройти путь перерождения и мягко, деликатно объяснял, что именно вы, как рождающийся ребенок, переживаете в настоящий момент. Мысленно мы представляли себе прохождение через родовые пути. Он негромко «вел» нас по родовому каналу, напутствуя улыбаться и радоваться выходу на свет. И вот мы как бы первый раз «видим» свет, делаем первый вдох, первый раз «касаемся» мамы, впервые встречаемся со своими родителями, чувствуем их радость от нашего появления.
До этого момента у меня не было никаких особенных ощущений ни внутри, ни снаружи. Но в ту самую секунду, когда я представила себе момент своего рождения так подробно, как только могла, когда внутренне соприкоснулась со своей мамой, «увидела» себя со стороны впервые… я разрыдалась. Какая-то сила перевернула меня со спины на бок в «позу эмбриона», а потом – на живот, в йоговскую позу ребенка. Умом я осознавала, что ищу те позы, которые кажутся моему телу наиболее приспособленными к душевным переживаниям. И это было особенно странным: попеременно то уходить в глубокие эмоции, то жестко оценивать со стороны свою позу, наблюдать слезы, пытаться услышать других участников. Через несколько минут я уткнулась лицом в полотенце и просто беззвучно плакала. Глубоким переживанием в этот момент было ощущение радости от моего появления на свет, что я есть у мамы и папы. Несмотря на то что в семье меня любили, я всегда осознавала, что не была на самом деле желанным ребенком. Что было в те времена в порядке вещей – так я искренне считаю до сих пор. В 80-е дети не рождались «по семейному заказу и планированию», как сейчас. Конечно, я была для родителей сюрпризом. Не говоря уже о том, что они ждали мальчика. И даже заготовили ему имя. А получилась я. Разумеется, меня полюбили и приняли – в этом не было сомнений, мое счастливое детство тому подтверждение. Но процесс рождения и первое удивление мамы – «У вас девочка!» – «Как девочка?!» – никто не отменял. Так же, как и отсутствие папы в родильном доме. Семейная легенда гласит, что он не справился с захлестнувшими эмоциями и предпочел отметить рождение ребенка дома с другом. Наверное, с того момента, как я об этом услышала, мне тоже хотелось «пережить» это как-то по-другому.
И вот я пережила это заново. Так, как мне хотелось бы это узнать. Как будто бы меня осознанно ждали, планировали, как будто бы папа тоже был там, в родильном зале, а не так, как это было на самом деле. И вот я пришла в этот мир заново – в любви, добре и чистоте – так, как мне бы хотелось, так, чтобы однажды самой не побояться родить ребенка.
Чувства, которые остаются после этих переживаний, сравнимы с глубокой исповедью. Чистота, благодарность, принятие... После такого эмоционального очищения сердце наполняется радостью, как после марафонской дистанции. Когда открываешь глаза, впервые смотришь на яркий дневной свет, поднимаешься и делаешь первый осознанный шаг по земле, все происходит как будто бы заново. Поверьте, мне, привыкшей контролировать каждый свой шаг, не склонной к «полетам в бессознательное» и плохо поддающейся гипнозу, признаться в этом было необычайно сложно.
При всей глубине собственных переживаний я не могу советовать пройти и испытать это каждому. Некоторые участники не испытывают ничего. Другие больше ощущают физические процессы – например, скрючивание пальцев, и не переживают никаких особых эмоций. Пример тому – мой муж. Я считаю, что, как и в любом деле, нужно очень хорошо понимать задачу, с которой вы работаете. И если это простая и естественная задача – просто родиться заново, чтобы снова сделать самый первый шаг (в отношениях, бизнесе, собственном развитии), – то не надо искать других причин. Этого достаточно для того, чтобы просто пойти и сделать.

Источник фотографий: Shutterstock.
Источник: Psychologies
fixedbanner
fixedbanner