Данная статья написана в рамках Курса осознанного писательства, следующий курс стартует 1 июня, присоединяйтесь!
Татьяна Старовойтова
Музыка нас окружает повсюду. Мы слышим мелодии и песни в машине, в магазинах, в компьютерах, плеерах, радио. Каждый из нас в жизни, так или иначе, что-то поет или напевает. Себе под нос, еле слышно, в полный голос, когда рядом никого нет, или подпевая любимым артистам.
Однажды наступает время, когда вдруг очень хочется самому спеть! Спеть по настоящему, для публики или хотя бы в караоке. И вдруг осознаешь, что петь ты не можешь, голос не слушается, не звучит, да и со слухом беда. А петь так хочется!
В чем проблема? Что не так с голосом, ведь говорить-то получается? Почему голос не поет? В 90% случаев причина в послушном детстве.
Как часто в детстве мы слышим от взрослых «Не кричи!», «Потише!», «Рот закрой!», «Ты еще мал, чтобы высказывать свое мнение!», «Тебя не спрашивают!» И мы покорно и послушно замолкаем, понимая, что иначе может последовать наказание.
Мы сдерживаем свой детский порыв, желание проявить свой голос на весь мир. Раз за разом нас приучают, что нужно говорить тихо, ни шуметь, ни вмешиваться в разговор взрослых, не «сводить с ума» родителей, воспитателей и учителей.
Правда, как приятно посмотреть на молодую маму в поликлинике с тихой девочкой, которая робко сидит рядом и никому не мешает. Или бабушка в сквере на лавочке с внуком, который молча возится в песочнице. Ну, просто прелесть, а не дети! О таких говорят – «правильное воспитание», таких приводят в пример в садике: «Посмотри, как Оленька тихо играет в уголке, не кричит, не носится, а от тебя сплошная головная боль»
О том, что происходит с такими детьми, когда они становятся взрослыми, я и хочу поговорить в этой статье.
«Затыкание» рта ребенку в детстве ведет к слабости и деградации голоса во взрослой жизни. Как следствие это проявляется в заниженной самооценке, неумении себя выражать, проблемах в коммуникации, болезнях и замкнутости.
Несколько лет назад я открыла Творческий центр для взрослых «Арт-Мотив», куда мы приглашаем всех желающих обучиться петь или играть на музыкальных инструментах, реализовать себя в творчестве разных направлений. Здесь же я провожу свои сессии арт-терапии.
В этой статье я расскажу истории людей, которые пришли к нам в центр, с желанием петь, как мы помогли им открыть, достать, реанимировать свой голос и как при этом изменилась их судьба, жизнь и карьера.
Если вы, уважаемый читатель, увидите в этих историях ситуацию, похожую на вашу, то знайте, что все можно улучшить, даже если вы привыкли к печати «безнадежно».
Чтобы я тебя больше не слышал!
Большая грузная женщина чуть старше сорока лет зашла к нам, осторожно оглядываясь, и заговорила тонким, тихим голосом, как будто извиняясь: «А можно у вас научиться петь?» Первое пробное занятие по вокалу с Мариной было взрывом!
Сначала все шло хорошо и преподаватель после нескольких минут распевок уже округляет глаза и открывает рот; диапазон голоса в 3 октавы! Это невероятно!
– Марина, молодец!
И вдруг из этой мощной поющей глыбы вырвались рыдания такой силы, что педагог в растерянности побежала ко мне с громким шепотом: «Я не знаю, что с ней делать!!!»
А Марина не могла остановиться. Звуки ее голоса были похожи на былинный плач на поле боя. Она рыдала взахлеб и подвывала, приговаривая: «Я не должна петь! Я не могу петь! Мне нельз-я-а-а!»
Я не стала ее поить валерианкой или давать что-то успокоительное. Интуитивно чувствовала, что надо подождать и просто дала ей выплакаться, подставив свое плечо.
Приступ истерики скоро закончился. Сквозь легкие всхлипывания, Марина рассказала о том, что, оказывается, у них в семье несколько поколений предков по мужской линии были оперными певцами! А вот женщинам петь не разрешалось. Ну, не признавался в роду женский голос!
Женщины в семье должны были быть безропотными, тихими, не перечить ни мужу, ни отцу. Это считалось хорошим воспитанием и все знали, кто в доме хозяин. Частенько в доме гремела фраза: «Чтобы я тебя больше не слышал!»
Оперная музыка звучала в доме всегда, ее невозможно было не слышать. Маленькая Марина знала наизусть многие оперные арии и тайком, когда никого не было дома, пела перед зеркалом, наряжаясь в папин халат и изображая из себя большую артистку.
Так и выросла. Большая, умная, тихая и … несчастная.
Марина работает бухгалтером в строительной организации, где тоже, как вы понимаете, петь не принято.
Да и к нам-то она пришла только потому, что наши офисы находятся рядом, и то, скрыв от всех свой визит к педагогу по вокалу.
Занятия давались ей легко. Сказывались природные данные. Голос звучал все чище и увереннее. Несколько месяцев она посещала занятия тайно, под видом визитов к врачу (болезней у нее был целый букет).
И вот однажды она решилась и спела на одном из наших концертов.
Шквал аплодисментов, цветы, возгласы «Браво!» ошеломили Марину! Зрители аплодировали стоя, а она плакала от счастья, прикрывая смущенное лицо огромным букетом алых роз, которые ей подарил муж.
Марина продолжила заниматься вокалом. Через полгода она стала стройнее на 20 килограмм, сменила прическу, гардероб и работу. Она теперь ведет музыкальную гостиную в досуговом центре и часто выступает в концертах и на мероприятиях. Ее сильный, бархатный голос завораживает мужчин.
И теперь ни один из них не осмелится сказать ей «Ты не должна петь!»
Чтобы слезы не звучали
«Да, не реви ты, кому сказала!!! Рот свой закрой! Без тебя тошно!» Эти слова остались в памяти на всю жизнь.
Сейчас Светлане Леонидовне 58 лет. Улыбающаяся, задорная, активная, она пришла к нам «спеть свою песню», как она сама выразилась. Давно мечтала. Занималась усердно, очень старалась, но что-то все-таки не получалось; то ли песню не ту выбрали, то ли с голосом что-то не то… Не может брать высокие ноты, как будто клапан закрывается и голос пропадает.
Провели сессию арт-терапии. Нарисовали голос, который не звучит. И тут ее словно осенило:
«Мне же мама в детстве никогда не разрешала плакать! И я все время закрывала рот руками, чтобы слезы не звучали. Она просто не выносила моих слез». Потом, позже научилась сдерживать слезы так, что при этом даже могла улыбаться. Когда плакала в последний раз, вспомнить не может. Привыкла. Стала сильная.
Теперь и понятно, почему голос замолкал при высоких нотах. Когда мы «включаем» высокий тембр, особенно женщины, срабатывает инстинкт истерики, визга и слез. Не зря же фраза «разговор на высоких тонах» предполагает конфликт или выяснение отношений, ссоры. В данном случае подсознание услужливо блокирует опасное состояние слез, ведь реветь нельзя.
Через рисунок мы смогли скорректировать ситуацию угрозы и опасности. Светлана Леонидовна даже позволила себе поплакать тихонько. Подсознание отпустило голос, организм смог расслабиться.
«Своя песня» уже скоро зазвучит в кругу коллег на юбилее подруги. Недавно мы встретились перед занятиями и Светлана Леонидовна заговорчески шепнула: «Как я наревелась вчера, когда сериал смотрела!))) А после этого мы еще с подругой песню репетировали и хохотали на весь дом!»
Домолчаться до свадебной песни
Когда его в детстве били пацаны, он крепко сжимал зубы и назло всем улыбался. Он был слабее их, но упрямее. А дома отец подначивал: «Тебя забьют до смерти, а ты все молчать будешь».
К нам Денис пришел, чтобы поставить голос. Думал, что если запоет, то уж точно уверенности прибавится. Он был отличным юристом и числился в компании на хорошем счету. Но что-то было не так. В свои 36 лет не получилось построить семью, на работе он чувствовал рабскую зависимость от начальства и в последнее время все чаще стал замыкаться в себе.
Его педагог по вокалу обратилась ко мне за советом: «Денис хорошо интонирует, старается, но не могу снять у него зажим челюсти. От этого голос звучит резко, как будто через щель».
И снова мы добавляем сессию арт-терапии. В этот раз уходим, казалось бы, далеко от проблемы и читаем Сергея Есенина. Возвращаемся образно в детство, меняем картинки, добавляем в речь больше гласных звуков. Организм «скрипит» и сопротивляется. Зажим челюсти тащит из детства обиду и страх. И продолжаем петь.
Работа была большая, прежде чем я смогла услышать раскатистое, в полный голос стихотворение Есенина:
«Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали,
Первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить»
Перемены в жизни Дениса посыпались одна за другой. Он смог заявить своему боссу, что зарплата его не устраивает, что он достоин лучшего. И неожиданно для самого себя, получил должность заместителя директора и соответствующее вознаграждение.
У него появилась близкая подруга, красавица, которой он намерен сделать предложение и сейчас готовит ей песню в подарок, чтобы спеть ее на своей свадьбе.
А главное, он теперь улыбается во весь рот обаятельнейшей улыбкой и внушает доверие и уважение своим крепким мужским рукопожатием.
Право на голос
Уважаемый читатель, если у Вас есть дети, то прежде, чем утихомирить их, заставить молчать или стать тихим, подумайте о том, как сложится их взрослая судьба с «обеззвученным» голосом, как скажется детское молчание в нужный для Вас момент на личной жизни или карьере Вашего взрослого ребенка.
Не наступайте на горло детской песне! А лучше пойте вместе со своими детьми, играйте и кричите громко, давая развиться детскому голосу. Играйте с голосом, учите разным интонациям. И непременно хвалите творческое самовыражение Вашего ребенка.
А если Вы и сами заметили в себе отголоски детских запретов, то, самое простое – идите учиться петь! Вы – взрослый человек, осознайте, что у Вас сейчас есть полное право голоса!
Позвольте себе жить в полный голос и спеть свою судьбу!
Источник: "Психология сегодня"
Татьяна Старовойтова
Музыка нас окружает повсюду. Мы слышим мелодии и песни в машине, в магазинах, в компьютерах, плеерах, радио. Каждый из нас в жизни, так или иначе, что-то поет или напевает. Себе под нос, еле слышно, в полный голос, когда рядом никого нет, или подпевая любимым артистам.
Однажды наступает время, когда вдруг очень хочется самому спеть! Спеть по настоящему, для публики или хотя бы в караоке. И вдруг осознаешь, что петь ты не можешь, голос не слушается, не звучит, да и со слухом беда. А петь так хочется!
В чем проблема? Что не так с голосом, ведь говорить-то получается? Почему голос не поет? В 90% случаев причина в послушном детстве.
Как часто в детстве мы слышим от взрослых «Не кричи!», «Потише!», «Рот закрой!», «Ты еще мал, чтобы высказывать свое мнение!», «Тебя не спрашивают!» И мы покорно и послушно замолкаем, понимая, что иначе может последовать наказание.
Мы сдерживаем свой детский порыв, желание проявить свой голос на весь мир. Раз за разом нас приучают, что нужно говорить тихо, ни шуметь, ни вмешиваться в разговор взрослых, не «сводить с ума» родителей, воспитателей и учителей.
Правда, как приятно посмотреть на молодую маму в поликлинике с тихой девочкой, которая робко сидит рядом и никому не мешает. Или бабушка в сквере на лавочке с внуком, который молча возится в песочнице. Ну, просто прелесть, а не дети! О таких говорят – «правильное воспитание», таких приводят в пример в садике: «Посмотри, как Оленька тихо играет в уголке, не кричит, не носится, а от тебя сплошная головная боль»
О том, что происходит с такими детьми, когда они становятся взрослыми, я и хочу поговорить в этой статье.
«Затыкание» рта ребенку в детстве ведет к слабости и деградации голоса во взрослой жизни. Как следствие это проявляется в заниженной самооценке, неумении себя выражать, проблемах в коммуникации, болезнях и замкнутости.
Несколько лет назад я открыла Творческий центр для взрослых «Арт-Мотив», куда мы приглашаем всех желающих обучиться петь или играть на музыкальных инструментах, реализовать себя в творчестве разных направлений. Здесь же я провожу свои сессии арт-терапии.
В этой статье я расскажу истории людей, которые пришли к нам в центр, с желанием петь, как мы помогли им открыть, достать, реанимировать свой голос и как при этом изменилась их судьба, жизнь и карьера.
Если вы, уважаемый читатель, увидите в этих историях ситуацию, похожую на вашу, то знайте, что все можно улучшить, даже если вы привыкли к печати «безнадежно».
Чтобы я тебя больше не слышал!
Большая грузная женщина чуть старше сорока лет зашла к нам, осторожно оглядываясь, и заговорила тонким, тихим голосом, как будто извиняясь: «А можно у вас научиться петь?» Первое пробное занятие по вокалу с Мариной было взрывом!
Сначала все шло хорошо и преподаватель после нескольких минут распевок уже округляет глаза и открывает рот; диапазон голоса в 3 октавы! Это невероятно!
– Марина, молодец!
И вдруг из этой мощной поющей глыбы вырвались рыдания такой силы, что педагог в растерянности побежала ко мне с громким шепотом: «Я не знаю, что с ней делать!!!»
А Марина не могла остановиться. Звуки ее голоса были похожи на былинный плач на поле боя. Она рыдала взахлеб и подвывала, приговаривая: «Я не должна петь! Я не могу петь! Мне нельз-я-а-а!»
Я не стала ее поить валерианкой или давать что-то успокоительное. Интуитивно чувствовала, что надо подождать и просто дала ей выплакаться, подставив свое плечо.
Приступ истерики скоро закончился. Сквозь легкие всхлипывания, Марина рассказала о том, что, оказывается, у них в семье несколько поколений предков по мужской линии были оперными певцами! А вот женщинам петь не разрешалось. Ну, не признавался в роду женский голос!
Женщины в семье должны были быть безропотными, тихими, не перечить ни мужу, ни отцу. Это считалось хорошим воспитанием и все знали, кто в доме хозяин. Частенько в доме гремела фраза: «Чтобы я тебя больше не слышал!»
Оперная музыка звучала в доме всегда, ее невозможно было не слышать. Маленькая Марина знала наизусть многие оперные арии и тайком, когда никого не было дома, пела перед зеркалом, наряжаясь в папин халат и изображая из себя большую артистку.
Так и выросла. Большая, умная, тихая и … несчастная.
Марина работает бухгалтером в строительной организации, где тоже, как вы понимаете, петь не принято.
Да и к нам-то она пришла только потому, что наши офисы находятся рядом, и то, скрыв от всех свой визит к педагогу по вокалу.
Занятия давались ей легко. Сказывались природные данные. Голос звучал все чище и увереннее. Несколько месяцев она посещала занятия тайно, под видом визитов к врачу (болезней у нее был целый букет).
И вот однажды она решилась и спела на одном из наших концертов.
Шквал аплодисментов, цветы, возгласы «Браво!» ошеломили Марину! Зрители аплодировали стоя, а она плакала от счастья, прикрывая смущенное лицо огромным букетом алых роз, которые ей подарил муж.
Марина продолжила заниматься вокалом. Через полгода она стала стройнее на 20 килограмм, сменила прическу, гардероб и работу. Она теперь ведет музыкальную гостиную в досуговом центре и часто выступает в концертах и на мероприятиях. Ее сильный, бархатный голос завораживает мужчин.
И теперь ни один из них не осмелится сказать ей «Ты не должна петь!»
Чтобы слезы не звучали
«Да, не реви ты, кому сказала!!! Рот свой закрой! Без тебя тошно!» Эти слова остались в памяти на всю жизнь.
Сейчас Светлане Леонидовне 58 лет. Улыбающаяся, задорная, активная, она пришла к нам «спеть свою песню», как она сама выразилась. Давно мечтала. Занималась усердно, очень старалась, но что-то все-таки не получалось; то ли песню не ту выбрали, то ли с голосом что-то не то… Не может брать высокие ноты, как будто клапан закрывается и голос пропадает.
Провели сессию арт-терапии. Нарисовали голос, который не звучит. И тут ее словно осенило:
«Мне же мама в детстве никогда не разрешала плакать! И я все время закрывала рот руками, чтобы слезы не звучали. Она просто не выносила моих слез». Потом, позже научилась сдерживать слезы так, что при этом даже могла улыбаться. Когда плакала в последний раз, вспомнить не может. Привыкла. Стала сильная.
Теперь и понятно, почему голос замолкал при высоких нотах. Когда мы «включаем» высокий тембр, особенно женщины, срабатывает инстинкт истерики, визга и слез. Не зря же фраза «разговор на высоких тонах» предполагает конфликт или выяснение отношений, ссоры. В данном случае подсознание услужливо блокирует опасное состояние слез, ведь реветь нельзя.
Через рисунок мы смогли скорректировать ситуацию угрозы и опасности. Светлана Леонидовна даже позволила себе поплакать тихонько. Подсознание отпустило голос, организм смог расслабиться.
«Своя песня» уже скоро зазвучит в кругу коллег на юбилее подруги. Недавно мы встретились перед занятиями и Светлана Леонидовна заговорчески шепнула: «Как я наревелась вчера, когда сериал смотрела!))) А после этого мы еще с подругой песню репетировали и хохотали на весь дом!»
Домолчаться до свадебной песни
Когда его в детстве били пацаны, он крепко сжимал зубы и назло всем улыбался. Он был слабее их, но упрямее. А дома отец подначивал: «Тебя забьют до смерти, а ты все молчать будешь».
К нам Денис пришел, чтобы поставить голос. Думал, что если запоет, то уж точно уверенности прибавится. Он был отличным юристом и числился в компании на хорошем счету. Но что-то было не так. В свои 36 лет не получилось построить семью, на работе он чувствовал рабскую зависимость от начальства и в последнее время все чаще стал замыкаться в себе.
Его педагог по вокалу обратилась ко мне за советом: «Денис хорошо интонирует, старается, но не могу снять у него зажим челюсти. От этого голос звучит резко, как будто через щель».
И снова мы добавляем сессию арт-терапии. В этот раз уходим, казалось бы, далеко от проблемы и читаем Сергея Есенина. Возвращаемся образно в детство, меняем картинки, добавляем в речь больше гласных звуков. Организм «скрипит» и сопротивляется. Зажим челюсти тащит из детства обиду и страх. И продолжаем петь.
Работа была большая, прежде чем я смогла услышать раскатистое, в полный голос стихотворение Есенина:
«Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали,
Первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить»
Перемены в жизни Дениса посыпались одна за другой. Он смог заявить своему боссу, что зарплата его не устраивает, что он достоин лучшего. И неожиданно для самого себя, получил должность заместителя директора и соответствующее вознаграждение.
У него появилась близкая подруга, красавица, которой он намерен сделать предложение и сейчас готовит ей песню в подарок, чтобы спеть ее на своей свадьбе.
А главное, он теперь улыбается во весь рот обаятельнейшей улыбкой и внушает доверие и уважение своим крепким мужским рукопожатием.
Право на голос
Уважаемый читатель, если у Вас есть дети, то прежде, чем утихомирить их, заставить молчать или стать тихим, подумайте о том, как сложится их взрослая судьба с «обеззвученным» голосом, как скажется детское молчание в нужный для Вас момент на личной жизни или карьере Вашего взрослого ребенка.
Не наступайте на горло детской песне! А лучше пойте вместе со своими детьми, играйте и кричите громко, давая развиться детскому голосу. Играйте с голосом, учите разным интонациям. И непременно хвалите творческое самовыражение Вашего ребенка.
А если Вы и сами заметили в себе отголоски детских запретов, то, самое простое – идите учиться петь! Вы – взрослый человек, осознайте, что у Вас сейчас есть полное право голоса!
Позвольте себе жить в полный голос и спеть свою судьбу!
Источник: "Психология сегодня"
Комментариев нет:
Отправить комментарий