среда, 2 сентября 2015 г.

Папа, мама, я - компания моя



В нашей стране работой в семейном предприятии не принято гордиться, считается, что настоящие карьерные перспективы открываются в процессе самостоятельного плавания. В некоторых крупных корпорациях даже есть запрет на прием в штат родственников.

В то же время в мировой экономике семейные компании создают от 50 до 80% рабочих мест. Их доля в численности компаний по всему миру превышает две трети. Семейные фирмы стали очень успешными благодаря личному подходу к делу, среди них, например, Zara, Auchan, MARS, Nestle и др. Постепенно отношение бизнес-сообщества к семейственности в деле меняется, семейный бизнес в России приобретает флер успеха и профессионализма.


Исследование компании Ernst & Young совместно с Центром изучения предпринимательства Kennesaw State University Cox Family Enterprise Center показало: российские семейные компании еще не стали международными. В среднем каждый участник глобального исследования ведет бизнес в 15 странах, российские же компании в среднем ведут бизнес в 3 странах. Наши семейные предприятия имеют более узкую отраслевую специализацию в отличие от компаний - участников глобального исследования. Если для всех участников мирового исследования среднее количество отраслей, на которых специализируется одна компания, составляет 5, то для российских предприятий этот показатель равен 1,4.

EY выяснила, что 87% всех опрошенных семейных компаний в России уже выбрали себе преемника для управления бизнесом в будущем, 90% опрошенных имеют действующий совет директоров, в который в основном входят члены семьи, 70% рассматривают кандидатуру женщины на должность главного исполнительного директора, 81% респондентов занимаются благотворительностью.

Старейшая компания в мире - японская "Конго Гуми" - была основана в 578 году н.э. и является символом японского семейного бизнеса. Правда, компания подала в суд заявление о банкротстве в 2006 году. В Китае семейные фирмы создают 55% ВНП. У 85,4% частных компаний Поднебесной контрольный пакет акций находится в руках одной семьи.

В истории России были предпринимательские династии Демидовых, Третьяковых, Рябушинских, Мамонтовых, Бахрушиных. Опыт, мастерство, знания, связи - все передавалось из поколения в поколение. Образование детям давали с прицелом на участие в развитии своего бизнеса. В двадцатом веке все изменилось: в 1990-х годах и начале 2000-х понятие "семейственность" носило скорее негативный оттенок. Во многом это связано с отношением к "семейственности" и "кумовству" еще с советских времен.

"Банкиры не любят семейный бизнес из-за хаотичности, из-за того, что сегодня это семья, а завтра они рассорились, развелись, бизнес закрыли, а кредиты платить некому. Инвесторы недолюбливают из-за того, что решения управленцев могут основываться на их личном мнении: муж сказал одно, а жена хочет другого. 

Государство в принципе не делает ставку на семейный бизнес. Но примеры целых династий, которые в Европе или в развивающихся странах приносят до 50% ВВП, могут нас вдохновить. А начинается все с того, что сами эти семьи меняются, становятся более гибкими, нацеленными на результат, смотрят на ту же Европу. В семейных компаниях сильнее развит дух предпринимательства, они способны на риски", - говорит Анна Морозова, соучредитель и PR-директор креативного агентства Brusnika Agency.

Сегодня подросли дети тех, кто создавал компании в 1990-е и 2000-е годы. Вопрос о том, кто будет преемником, кто подхватит и разовьет семейный бизнес, сегодня на повестке дня. Изменилось и в целом отношение к своему делу. Даже те, кто создавал бизнес отнюдь не для передачи его своим детям, сегодня заговорили про "семейные династии", "семейные бизнес-традиции", "верность семейным принципам".

"Сейчас появляется все больше бизнеса, который строится вместе с близкими или супругами. Это совсем не тот тренд, который наблюдался 20 лет назад. Тогда семейный бизнес строили от безвыходности - не было партнеров, которым можно было доверять. Люди начинают понимать, что это новые возможности для совместного профессионального и личностного роста. Мы близко знаем несколько пар, которые счастливы в бизнесе и по жизни - Максим Журило и Ирина Московкина (I Love running), Юрий и Евгения Белонощенко (Бэби-клуб), и компаний, которые развиваются по корпоративным стандартам, но при этом держатся на семейном управлении (Ильхом Исмаилов, Plov.com), Евгений Демин (SPLAT) и др. При этом их еще совсем недостаточно, чтобы стать устойчивым трендом, влияющим на восприятие бизнеса в экономике и обществе", - считает Екатерина Иноземцева, сооснователь компании "ОЖ - Территория осознанной жизни".

Светлана Пономарева, генеральный директор креативного агентства The Mellows, на собственном опыте поняла, что именно семейные компании - это чрезвычайно жизнестойкий и прочный бизнес-механизм.
"Несколько лет назад я работала в компании, в которой бухгалтер, кадровик, директор по работе с клиентами и многие другие ключевые позиции занимали родственники главы и основателя компании. С каждым из родственников владелец компании заранее общался, выявлял, в какой сфере бизнеса тот хочет работать, и предлагал деньги. На обучение! Причем строго следил за тем, как они тратятся. Затем только наступал черед работы в компании, но, будь добр, с самых низов. Условие прохождения всех ступенек бизнес-иерархии неукоснительно соблюдалось всеми. Один из сыновей начал с работы курьером, второй пришел с идеей создания продюсерского центра, который бы начал с обслуживания компании, а затем перешел к клиентскому сервису. Отец попросил бизнес-план и дал денег в кредит", - рассказала Пономарева.

Эксперты считают, что именно семейные компании более устойчивы к кризисам. Среди родственников намного легче сократить издержки на ФОТ и урезать расходы. Когда у вас в штате наемные сотрудники, то новость о том, что они будут получать в два раза меньше, не обрадует их, и в 90% случаев они уволятся. "Семейные компании будут биться изо всех сил, потому что они сделали свою ставку. Для них дело, которым они занимаются, - не просто этап, - уверена Светлана Емельянова, генеральный директор консалтинг-центра "ШАГ". - Семейный бизнес всегда эмоционально нагружен, у него более долгий "горизонт" планирования, лучше качество выпускаемой продукции, а платформе, на которой базируется весь бизнес, остальные могут только позавидовать. Менеджерские команды только хотят построить такую же! Представим ситуацию: ты член семьи, ты допустил серьезную оплошность. А куда деваться? Если дров наломал наемный менеджер - он написал заявление и уволился. А в семейном бизнесе от этой ситуации никуда не убежишь. Надо решать. Нужно всегда стараться договариваться. До последнего искать компромисс".

Проблемы "семейных" компаний во многом повторяют проблемы основной массы компаний на разных этапах их развития. Британская организация Campden, занимающаяся проблемами семейного бизнеса, в 2010 году провела исследование в России, опросив 25 крупных предпринимателей из Москвы и регионов.
"Были выявлены барьеры развития семейного бизнеса. Это отсутствие опыта передачи компании по наследству и отсутствие опыта воспитания следующего поколения в духе семейных традиций. Вторая группа проблем касалась управления семейным бизнесом: распределения ролей в семейном бизнесе, а также взаимоотношения членов семьи и сотрудников, участвующих в деятельности фирмы", - говорит Олег Ткач, к.э.н., финансовый директор БП Greenwood.

Екатерина Иноземцева со своим супругом Дмитрием Юрченко уверены: если твой партнер по бизнесу - супруг, очень важно разграничить личное и рабочее время. "Есть три правила. Правило смены шапок: договориться, что с 9 утра до 7 вечера вы партнеры и обсуждаете бизнес-вопросы из деловых ролей. После 21 вечера и до 9 утра вы семья, и нужно ввести табу на деловые вопросы в семье или обсуждать их с позиции супругов. Правило "детокса": научиться брать дни отдыха от дел, когда вы отключаете средства связи или в операционке остается только один из вас, чтобы второй мог спокойно "перезагрузиться" и отвлечься от рутины. Правило качественного конфликта: если конфликт наступает, важно фиксировать письменно или записывать на диктофон, как он разворачивается, чтобы потом по горячим следам можно было разобрать его по шагам. После того как схема событий восстановлена, нужно дать друг другу обратную связь в формате "Когда ты сказал это, я почувствовал то" или отделить факты от интерпретаций "Ты упомянул это, а я решил, что ты имеешь в виду то". По завершении обязательно выделить 1-3 инсайта, которые остаются после этой ситуации у каждой из сторон".



Источник - Российская бизнес-газета
fixedbanner
fixedbanner