четверг, 16 апреля 2015 г.

Читающий ребенок — вымысел или реальность?

Ирина Плыткевич
В профессиональной жизни — юрист и революционер в вопросе развития в стране корпоративных пенсионных систем, а в любительской жизни — мама троих дочек и сочинитель детских научных детективов. Адепт здорового юмора и смеха без причины.
  • У меня трое невероятно разных дочерей. Они настолько не похожи друг на друга, а также ни на меня, ни на своего папу, что иногда (а вообще то довольно часто) я думаю, что возможно не так уж и не прав был товарищ Лысенко, гонявший генетику в хвост и в гриву. У них разные характеры, вкусы, предпочтения, желания и цели, но в одном (и чуть ли не в единственном) они до самой маленькой молекулы схожи — они обожают читать.





    Отозвавшись на клич Армена Петросяна по сбору лучших практик в части разжигания у детей страсти к чтению, а также в целях систематизировать собственный хаотичный опыт для следующих новых детей (да, да, я мечтаю и о сыне), делюсь здесь своими не тайнами, но опытом.
    1. Никогда не прерывайте собственное чтение маленькому ребенку до тех пор, пока он сам не устанет.
    Я не встречала малышей, которые не любят, когда родители читают им. Но я встречала много родителей, которые сами не любят читать своим детям. Мы устаем, у нас звонок от босса, стирка, футбольный матч, фейсбук, уже пришло время малышу спать, уже оно пришло очень давно, мы прочитали две сказки, а он все просит еще — и мы говорим, очень ласково и со всей возможной нежностью: «Солнышко, я прочитаю тебе продолжение завтра, поверь. Сейчас давай ляжем, твои глазки уже закрываются». Не делайте так. Если ребенок просит читать дальше — читайте. Если он тащит вам книгу, а у вас горят блины — бросьте блины. Если вы только пришли с работы и не успели умыться — не умывайтесь. Не отвлекайтесь на ненавистный смартфон. Читайте так много, как только может выдержать ваш малыш. Культивируйте это его желание, потакайте ему, радуйтесь. Ходите с его книжкой подмышкой, когда ему два, и тогда, в его двенадцать, он не скажет вам: «Я прочитаю эту книгу завтра, папа, поверь».
    2. Когда вы читаете маленькому ребенку, облегчайте текст.
    Иногда детские книжки написаны сложно. Русские народные сказки часто невозможно понять даже взрослому. Просто признаем это — все писатели обожают причастные обороты, но только не ваш малыш. Возможно, все, что ему интересно в данный момент — это картинка с румяным снеговиком. Описывайте снеговика. Морковку. Смешное ведро на голове. Иначе, пока вы будете зачитывать ему невероятно длинное описание зимней метели, ваш ребенок уползет к своим машинкам или, того хуже, к айпэду. Это касается не только маленьких детей. Своей семилетней дочери я недавно читала Мэри Поппинс, убирая целый абзацы, просто зная, что они пока слишком сложны для нее. Она не устала, слушала с удовольствием, и вчера я видела, как она взялась перечитывать отдельные главы сама. Так что не волнуйтесь, ни одна Памела Трэверс и ее самолюбие не пострадали.

    Фото: pinterest.com
    3. Записывайте маленькие истории про взросление ваших детей и давайте их читать им.
    Что уж скрывать — мы бы все прочитали такие истории про себя, и наши дети — не исключение. Первое, что прочитала наша младшая Полина самостоятельно, был распечатанный из моего фейсбука маленький рассказик о ее проделках, который старшие девочки наклеили на лист А4 вместе с полининой фотографией. Она таскала его с собой, пока листочек не истлел, зачитывая вслух историю всем бабушкам, а также ничего не подозревающим, но в конце концов приходящим все реже и реже соседям. Когда моей старшей дочери исполнилось пять, я за какие-то очень небольшие деньги напечатала ей на день рождения книжку со сказками, сюжеты которых были основаны на реальных историях, случившихся с ней. Эта книга была и остается самой любимой не только для Олеси, но и для всех ее сестер. Хотите, чтобы ребенок прочитал что-то сам — сделайте альбом с его фотографиями и маленькими смешными рассказами о его детстве. Готова спорить на что угодно: эту книжку он прочитает не один раз и с превеликим удовольствием. Будете еще убегать от него, чтобы только не слушать ее в миллионный раз.
    4. Найдите книгу, которая понравится вашему ребенку. Она точно существует. Если такой книги нет — напишите ее сами.
    Моя старшая дочь поглощает книги с четырехлетнего возраста, и я еще ни разу не видела ее без какого-нибудь тома подмышкой. Моя средняя дочь научилась читать позже, техника чтения давалась ей сложнее, и я видела, что читать в целом ей нравится, но из-за того, что процесс идет непросто, она часто откладывает книги, не дочитав их до конца. Запаниковав (ну а как, ребенку 6 лет, а он еще не перешел к нашей взрослой библиотеке), я пыталась подсовывать ей то, что нравилось Олесе, но дело шло не слишком успешно. Решение пришло откуда не ждали — мой муж раньше работал в прокуратуре, и однажды, замучавшись сочинять сказки на ночь, он рассказал девочкам пару историй из своей прошлой жизни, выдав их в форме остросюжетного детектива. Средний мой ребенок зажегся не на шутку. Круглые сутки теперь ей были нужны расследования, запутанные сюжеты и неожиданные развязки. Однако ж выяснилось, что детских детективов не так уж и много. Моментально были самостоятельно прочитаны «Тайна старой дачи» Алексина и «Кортик» Рыбакова, и Алена буквально взрывала копытом, простите, ногой, землю, требуя новых авторов, а авторов то вовсе и не было. Тогда, закусив удила, простите, ручку в зубы, мы со старшей дочкой сочинили буквально за ночь довольно простую, но зато детективную историю, удачно расследованную одной не по годам смышленной девочкой. Алена была в восторге и... потребовала продолжения. Мы бросились писать снова, она все требовала еще и еще, и вся эта бесконечная чехарда закончилась тем, что серию моих детских детективов буквально через пару недель должно издать одно чересчур доброе ко мне издательство. Но не это я считаю главным результатом. Самым вдохновляющим эффектом для меня стало то, что Алена, читая то, что нравится ей, стала гораздо легче справляться с техникой чтения, перешагнула сложный этап и с гордостью вступила в наш семейный клуб книжных червей.


    Фото: pinterest.com

    5. Читайте те книги, которые читают ваши дети.
    Моей любимой книжкой в детстве была «Динка» Валентины Осеевой. Я очень хотела, чтобы мои дочери полюбили ее тоже. Мне казалось необычайно интересным, что в этой книжке тоже три сестры, они очень похожи на моих девочек, в чем-то буквально мистически. Я еле дождалась приличного возраста у старшей Олеси, чтобы вручить ей эту книжку, и потом 2 дня, что она расправлялась с ней, волновалась как на первом свидании. Книга эффекта не произвела. Вообще. Старшая дочь, конечно, прочитала ее, ибо не оставляет недочитанной ни одну книгу, что попадает ей в руки, а вот средняя, посмотрев на отсутствующий Олесин взгляд, даже не стала приниматься. Помусолив пару дней обиду — «ну и пускай читают, что хотят, мне совершенно все равно» — я попросила у Олеси дать мне почитать какую-нибудь из книг, которая понравилась ей. Так мне в руки попали «Часодеи» Натальи Щербы. Неделя без сна, и потом целый месяц мы разговаривали с Олесей только на нам двоим понятном языке часодеев-волшебников. Средняя Алена покрутилась возле нас, помолчала, да и полезла за первым томом.
    6. Запишите ребенка в библиотеку.
    Сделайте это как можно раньше — уже в трехлетнем возрасте вы можете привести малыша в библиотеку — и вы удивитесь, насколько магически это работает. У ребенка появляется собственный документ (читательский билет, конечно), его называют на вы и спрашивают, не хочет ли он пройти посмотреть стеллажи («стеллажжжи?? Это такие пажжжи, которые держат книги?» — спросила меня маленькая Полина), все таинственно говорят шепотом и просят обращаться с книгой оооочень аккуратно. Все это невероятно волшебно и чудесно. Придумайте для вашего ребенка какую-нибудь сказку о том, как расстраивается книжка, если ребенок выбрал не ее, и как они по ночам шепчутся и обсуждают каждого малыша и его выбор, и уже через пару дней он будет торопиться в библиотеку снова.


    Фото: pressfoto.ru

    7. Не заставляйте ребенка читать.
    Я думала, что никто этого не делает, пока в одной семье не услышала, как мама разрешила мальчику еще поиграть в компьютер в обмен на то, что потом он прочтет двадцать книжных страниц. На мои максимально тактичные вопросы мама пояснила, что иначе он не читает вообще, а так прочитает хоть что-то. Кроме того заявила гордо, что иногда дает ему денег за то, что он прочтет книгу, или прощает ему двойку. Понятно, что намерения ее самые лучшие, однако приносит ли такое чтение ее сыну пользу? Вдохновляет ли его рассказанная история? Послушайте, современные дети поглощают невероятное количество информации — их нельзя даже на миллионную долю сравнивать с детьми, которые росли без интернета и с одним телевизором на подъезд, и все волшебство загадочных миров, прошлых сражений и будущих полетов в космос постигали из книг. Современный детский мозг и так переполнен — механическое чтение в угоду взрослым вряд ли принесет ему хоть какую-то пользу, если скорее не вред. Не хочет читать — не мучайте его. Не заставляйте, не кричите, не называйте олухом, не пророчьте профессию дворника. НО: не оставляйте попыток заинтересовать!! Ищите возможности, книги, способы. Делайте это изо дня в день. Подсовывайте, распечатывайте, скачивайте на компьютер. Зовите в гости читающих детей. Устраивайте книжные клубы, интерактивные квесты. Пишите отзывы. Не сдавайтесь! Бейтесь. Боритесь. И тогда, я уверена, читающие дети останутся былью, а не превратятся в фантастических персонажей, живших когда-то на рубеже веков, о которых наши с вами внуки смогут прочитать только в книжках, ой, пардон, в гугле.

    Источник: "Жить Интересно!"
    fixedbanner
    fixedbanner