среда, 30 июля 2014 г.

Когда начинается настоящий марафон

Прошла неделя после моего первого марафона.
Как и обещал, пишу про ощущения до — во время — после.
Тренер меня предупреждал, что настоящий марафон начинается после 35 км.
Также из этого поста, я знал, что трассу по сложности нужно делить на 20+15+5+2. Это мне сильно помогло психологически настроиться. Еще я наслышан был, что после 30 км из-за обезвоживания может начать глючить – можно услышать Слово Господне или увидеть летающего крокодила.

Было страшно. Ведь на такие дистанции, да и еще на скорость, я не бегал еще ни разу в жизни. Мандраж начался за 3 дня до гонки. В ночь перед стартом усилился — плохо спалось.
Старт был назначен на 9 часов. Проснулся в 5 утра, старался конвертировать бессонницу в работу, получалось плохо – все мысли были о старте. Это был приятный мандраж – предвкушение чего-то особенного, желание показать хороший результат. Приятно грело и щекотало в груди, когда я представлял, как финиширую, поднимаю руки вверх и пересекаю финишную линию, и Катенька встречает меня и нежно обнимает.
Позавтракал, как положено настоящему марафонцу, макарошками, начал готовить походную амуницию: заправил баночки  для набедренного ремня изотоником (общий объем 1 литр), вложил в кармашки 5 пакетиков гелей, проверил зарядку Garmin (часы с GPS и пульсометром), закрепил на майке стартовый номер. До старта еще оставалось время, я немного почитал. В 8:15 мы с женой легкой трусцой побежали к Эрмитажу, где в 9-00 прозвучал стартовый выстрел и все ринулись к финишу.
Первые 5 км я сдерживал себя, чтобы не бежать быстрее 4:30. Это было сложно делать, так как был на стартовом адреналине. Многие меня обгоняли – психологически сложно было им это позволять делать. На 10ом км позволил себе чуть ускориться до 4:20. Так я догнал и перегнал парня, с которым долго «бодался» на полумарафоне Весенний гром и в итоге уступил ему – тогда он опередил меня. Так у меня появился спортивный азарт – не уступить ему в этот раз. Видимо, он узнал меня и сел мне на хвост. Временами я ускорялся до 4:10, а он все время был так близко, что я слышал его дыхание. От ускорений я устал и решил замедлиться до 4:30. Парень ушел вперед. При этом я старался его держать в зоне видимости как маркер, от которого я не хочу отстать. У него была хорошо заметная белая кепка.
В целом бежалось легко, и по ощущениям я понимал, что к старту я подошел хорошо – нет усталости. После каждой точки питания, нескольких глотков холодной воды и обливания водой я автоматически ускорялся секунд на 10. Правда, от обливаний вода стекала в кроссовки, и от этого было не очень приятно. Опытные марафонцы, что вы с этим делаете?

После 17-го км мне сильно захотелось ускориться, я перестал сдерживать скорость и несколько километров пробежал на скорости 4:10. Я с легкостью обогнал парня в кепке и больше его не видел. Только потом разглядывая фотки, я увидел, что этот парень даже на 35-ом км бежал за мной. Видимо, мой хвостик стал маркером для него, как его кепка до этого для меня. В итоговом протоколе я увидел, что он финишировал на 2 минуты позже, чем я. Я себе поставил зачет и добавил его во френды на FB :-)

На 33ем км со мной сравнялся дедушка лет 65. Сначала я обратил внимание, что у него нет никаких поясов, гелей, изотоников. Я начал его изучать пристальнее. Оказалось, он даже не потеет – его кожа совершенно суха. Я прислушался к его дыханию и не услышал – он дышал совершенно бесшумно. В то время я дышал как паровоз и старался дышать еще активнее, чтобы ускорялись процессы обмена в организме и быстрее вырабатывалась энергия. Ноги этого дедушки ступали бесшумно, тогда как мои били о землю и содрогали воздух звонким «Тук-тук-тук-тук». Мне было тяжело это видеть и не слышать, поэтому пришлось ускориться с мыслью, что и я в свои 65 лет хочу тоже так же бегать марафоны.
Итоговый протокол показал, что этот дедушка пробежал за 3:17. А его ровесник — 1949 г.р. — пробежал за 3:03!
Кстати говоря, Катенька в этот день сделала свой первый полумарафон – просто так невзначай за пару дней до старта я предложил ей пробежать полумарафон, чтобы она не скучала, ожидая меня на финише, а она взяла и пробежала с результатом 2:01. Потом я узнал от нее, что пейсмейкером моей жены была 70-летняя женщина в яркой молодежной одежде и розовым маникюром, которая планировала сделать марафон за 3:30, поэтому у нее был свой бенчмарк J
Вообще говорят, что в России марафон стареет – много пожилых участников, а молодежи мало прибавляется. К примеру, в этом марафоне было два участника 1934 г.р, то есть им почти по 80 лет. А участник 1996 года – 17 лет – был всего один.
Во время марафона я в очередной раз понял, насколько важны активные болельщики – они окрыляют, заряжают энергией, на лице появляется улыбка и ты незаметно начинаешь бежать быстрее. Говорят, что основное отличие российских стартов от западных не столько в качественной организации, сколько в количестве болельщиков – там считается нормой выти на улицу во время марафона и поддержать неизвестных тебе людей, которые занимаются преодолением самих себя. У нас же, наоборот, на тебя смотрят по меньшей мере как на странного человека. Из-за того, что во время марафона перекрывают дороги, водители злятся, сигналят. Я даже был свидетелем, как один из водителей высунулся в форточку и крикнул: «Вам что, стадиона нет, чтобы бегать?!» и приправил это сочным матом :-)
Вернемся к гонке. До 37ого км бежалось легко и без особых сложностей. 38ой и 39ый км стало сложно держать прежнюю скорость – она опустилась до 4:40. На 40ом км я резко потерял скорость до 5:25. Я посмотрел на часы и понял, что если я ускорюсь до 4:10, то смогу сделать марафон менее чем за 3:10:00. Я изо всех сил ускорился, но максимум, что я смог выжать – 4:44. Таким образом, мой результат 3:11:40
В общем, вся гонка прошла без сверхусилий. Да, последние километры были сложные, но преодолеть их я смог без слез и огромных мук. Старт я пересек, как и представлял, с улыбкой и поднятыми вверх руками на глазах любимой Катеньки. Катенька меня обняла, и мы еще трусцой немного пробежались для заминки. Потом я остановился и тут меня накрыло – начало болеть все тело.
Стоять было больно. Ходить было еще больнее. Я не знал, куда себя деть. Я полил себя водой, и тут же меня бросило в озноб. В голове мелькнула идея вызвать такси и уехать домой. Но когда я представил, что нужно сесть, я точно понял, что это плохая идея – сидеть я не смогу. Тело требовало чего-то другого. И тут я вспомнил, что в 1 км от Эрмитажа (финиш) рядом с Казанским собором есть фитнес с хорошей сауной. Я интуитивно понял, что только сауна мне поможет. Я что было силы пополз в направлении сауны. Расстояние до сауны показалось мне вечностью. Во время этого пути я понял, что вот он, настоящий марафон, вот оно – настоящее преодоление. Я не могу не только бежать, я даже нормально идти не могу – все мышцы болят.
Раньше после финиша (будь то полумарафон, спринт-триатлон, 10 км) у меня была гордость и радость, близкая к эйфории. А здесь — я просто сделал то, к чему шел долгое время. Сделал с хорошим результатом. И нет радости, нет гордости. Есть только эта всепоглощающая боль, усталость и озноб…
В голове только одно: «Вот это меня накрыло… ни фига себе… что же делать… куда же деться… уфф-уфф-уууу-ффф… где же эта сауна???»
Yes! Финиш! Я в сауне! Меня отпускает… Я лежу, осмысливаю, что со мной произошло и улыбаюсь :-) Постепенно начинает приходить радость и гордость от: «Да, я сделал это! Я пробежал свой первый марафон! А время-то какое!» Еще 6 месяцев назад я думал, что было бы хорошо сделать марафон за 3:40. Потом в мыслях я замахнулся на 3:30, ну и самой моей оптимистичной целью было выбежать из 3:15.
Уже из сауны написал отчет тренеру о произошедшем. Вот цитата из него: «Мне легче было выдержать весь марафон, чем путь в 1 км от финиша до Казанского собора — я сразу направился в баню — тело просто требовало бани! Я не мог дождаться когда я дойду до нее — я даже так финиша не ожидал на финальных двух км. В общем, настоящее преодоление у меня произошло после финиша.» Тренер по скайпу поздравил меня и успокоил – сказал, что после финиша такое состояние нормально и что я правильно сделал, что сразу направился в сауну. Теперь всегда перед стартом буду присматривать ближайшую к финишу сауну :-)
Теперь я знаю, что мой настоящий марафон начался уже после марафона, а не после 35-го километра, как предупреждали.
Я говорю себе: «Я сделал это». На самом деле справедливо говорить «МЫ сделали это». Мы – это мой тренер, моя жена Катенька и я. Я всего лишь добросовестно выполнял задания своего тренера из ЦиклON Алексея Соколова (действующий рекордсмен России со временем 2:09:07). Алексей, спасибо за чуткость и математический расчет, с которым вы меня вели, точно выверяя каждую тренировку! Катенька, спасибо тебе огромное за то тепло и заботу, с которыми ты меня собираешь на каждую тренировку и встречаешь!
Теперь ближайшая цель – марафон в Берлине 29 сентября с целью выбежать из 3 часов, а по возможности получить II разряд (выбежать из 2:50).
А Большая цель — сделать IRONMAN через год.
fixedbanner
fixedbanner