среда, 30 июля 2014 г.

5 трендов развития телемедицины: умнее, ближе, здоровее

Уходящий год можно смело назвать знаковым для развития индустрии телемедицины. Число приложений мониторинга здоровья, спортивных активностей, питания, доступных на сегодняшний день пользователям по всему миру, превысило 100 тыс вариантов. Самые популярные из них набирали в 2013 году по 4 млн скачиваний ежедневно.
Емкость рынка нательных аксессуаров – таких, как фитнес-браслеты и счетчики калорий (Nike Feelband, Jawbones) оценивается экспертами в 100 млн штук ежегодно, и их число будет только расти. Мы выделили тренды 2014 года и направления развития телемедицины на ближайшие пять лет:
1) мода на нательные аксессуары – браслеты, кулоны, часы и тд – сохранится, только в буквальном смысле станет «ближе к телу». Эксперты полагают, что умные технологии переместятся в микроволокна тканей и, таким образом, сформируют рынок умной одежды. Консалтинговая группа Markets&Markets прогнозирует рост до 2 млрд долл в течение 5 лет (к 2018 году). Отдельные примеры существуют уже сейчас: крупные гиганты спортивной индустрии уже сейчас выпускают одежду для профессиональных спортивных команд, оснащенную встроенными датчиками. Например, Adidas обеспечивает команды высшей футбольной лиги формой, которая отслеживает сердечные ритмы и дыхательный цикл в режиме реального времени прямо по ходу матча. Adidas видит в этом перспективный сегмент и намерен развивать новые технологии с помощью специально созданного внутреннего подразделения Wearable Smarts Electronics, которое занимается соответствующими разработками по интеграции умных технологий в волокна ткани.
2) браслеты-анализаторы, которые уже сегодня умеют считать калории, прогнозировать их расход и оценивать баланс физической активности и потребляемой пищи, в следующем году “обучатся” новым полезным навыкам, а именно: анализировать состав пищи, выделять вредные ингредиенты и ГМО, предупреждать о специальных добавках и аллергенах. Небольшой стартап TellSpec готовит к выпуску умный девайс, который будет сканировать пищу и определять ее химический и молекулярный состав. Это поможет пользователям уделять внимание не только количеству, но и качеству пищи. Пока стартап только собирает предзаказы, однако выпуск первой опытной партии запланирован на середину 2014 года.
3) «Поумнеют» не только гаджеты, но и врачи: сбор и учет медицинских данных всевозможными гаджетами переместится из области будничной забавы гаджетоманов в кабинеты врачей и будет активно использоваться обеими сторонами для повышения качества превентивной медицины. Если сейчас каждый четвертый американец является пользователем услуг мобильной и телемедицины, в основном, для собственного интереса и спокойствия, то в ближайшие пять лет анализ и систематизация данных будет больше использоваться наблюдающими врачами. Та информация, которую гаджеты уже сегодня умеют собирать при помощи встроенных «калькуляторов» калорий и хронометража, пока не всегда доходит до врача, а если и доходит, то не всегда верно интерпретируется. Самый простой пример: своевременная диагностика и предупреждение развития диабета. Далеко не все врачи умеют управляться с современными приборами своих пациентов и переход на новые способы «электронного лечения» требует времени и новых навыков.
4) В то же время сами врачи, по всей видимости, станут ближе к своим пациентам. Начиная с 2010ых гг в США начали активно развиваться сервисы, которые соединяют докторов и пациентов посредством мобильной связи, интернета, скайпа и проч. Такие сервисы, как TalkToDocs и SecondOpinion позволяют получить квалифицированную медицинскую помощь за несколько секунд прямо на дому при помощи интернета. Google, который запустил сервис взаимопомощи по видеоконтенту Helpouts, открыл специальную директорию для вопросов, связанных со здоровьем (Helpouts Health). Таким образом, пользователи будут учиться грамотно формулировать свои вопросы к врачам и связываться с ними оперативно не выходя из дому.
5) В целом, индустрия здорового образа жизни будет максимально интегрироваться не только в личное пространство человека по его собственному выбору, но и привноситься в его жизнь внешними организациями: например, корпорацией, в которой он работает. Такие крупные, растущие бизнесы, как производитель Wi-Fi весов и других гаджетов FitBit, уже сейчас активно развивает нишу корпоративного спорта. За 3 года (с 2010 г) число компаний, предлагающих бонусы и поощряющие своих сотрудников заниматься спортом, увеличилось с 50% до 70% . Мотивацию корпораций понять несложно: сотрудник, который уделяет достаточно времени своему здоровью и занимается спортом, более надежен и стабилен, активен и меньше болеет. Кроме того, спорт формирует соревновательный дух, и многие компании все чаще добавляют к занятиям спортом элементы геймификации и конкурса между сотрудниками, чтобы укреплять лояльность и HR-бренд компании.
В завершение отметим книгу, которая вышла в 2013 году, и носит название «электронный пациент» (e-Patient 2015: 15 Surprising Trends Changing Health Care, F. Johnmar). Согласно прогнозам ее авторов, буквально через несколько лет жизнь и пациента, и врача перейдет в интернет, а новые способы коммуникации и взаимодействия станут привычным делом. Электронные карты здоровья, автоматический учет приема таблеток и лекарств, дистанционное измерение данных и передача результатов анализов онлайн, сделанных в домашних условиях, — это только начало. Насколько эти прогнозы оправдаются – покажет время, а пока и врачам, и пациентам можно порекомендовать не пренебрегать самыми традиционными формами общения и чаще сверять стрелки обычных часов.

Екатерина Иноземцева (опубликовано в RBC Daily, 14.01.2014, постоянная ссылка: http://i.rbc.ru/publication/analytic/trendy_telemeditsiny#trends)
fixedbanner
fixedbanner